Расчет тока, проходящего при самозапуске, выполняется для выбора уставки максимальной токовой защиты трансформатора, питающего электродвигатели по схеме рис. 11-9, а. Остаточное напряжение на выводах электродвигателей рассчитывается для определения возможности самозапуска.
Расчет тока самозапуска при питании электродвигателей через трансформатор производится в следующем порядке:
1. Определяется суммарное эквивалентное сопротивление остановленных электродвигателей
С целью упрощения расчета суммарное эквивалентное сопротивление подсчитывается для наиболее тяжелого случая, когда все электродвигатели остановлены. Это дает несколько завышенное значение тока самозапуска, поскольку в действительности сопротивление электродвигателей будет больше, так как они будут продолжать вращаться с пониженной скоростью. Точное же определение тока самозапуска требует сравнительно сложных расчетов с учетом характеристик выбега двигателей, зависимости их сопротивления от скорости вращения, длительности перерыва питания и т. п.
Суммарный пусковой ток неотключаемых электродвигателей при номинальном напряжении на их выводах Iпуск.сум определяется согласно следующему выражению:
где Iпуск1, Iпуск2..... Iпуск n — пусковые токи электродвигателей, величина которых определяется на основании данных каталога или опытным путем с помощью осциллографирования.
Если в каталоге приводится кратность пускового тока то
пусковой ток электродвигателя определится по формуле
2. Определяется сопротивление трансформатора
где uк — напряжение короткого замыкания трансформатора; UHOM и SHOM — номинальное напряжение и мощность трансформатора.
3. Определяется суммарное расчетное сопротивление (см. схему замещения на рис. 11-9, б):
4. Определяется суммарный ток самозапуска Iсам
где UП — напряжение на шинах источника питания.
Ток срабатывания максимальной токовой защиты трансформатора подсчитывается по следующему выражению:
Остаточное напряжение на шинах, от которых питаются электродвигатели, определяется следующим образом:
Для установок собственного расхода электростанций самозапуск можно считать обеспеченным, что подтверждается многочисленными испытаниями и опытом эксплуатации, если остаточное напряжение превышает следующие величины: UOCT > 55% UHOM для станций среднего давления; UOCT > 65% UHOM для станций высокого давления.
а) Определение суммарного тока самозапуска при наличии осветительной нагрузки
В случае, если на секции, подключенной действием АВР к источнику питания, имеется осветительная или другая нагрузка, сопротивление которой не изменяется при снижении напряжения на шинах, величина ее должна быть учтена при расчете самозапуска.
При этом вместо определения сопротивления xдв.экв [ по выражению (11-6)] находят суммарное эквивалентное сопротивление электродвигателей и нагрузки по выражению
где Iсум — суммарный ток двигателей и нагрузки, проходящий при номинальном напряжении на их выводах (при этом все неотключаемые двигатели остановлены). Этот ток приближенно определяется как
где Iпуск.сум определяется по (11-7); Iнагр.сум — суммарный номинальный ток осветительной или другой нагрузки, имеющей неизменную величину сопротивления.
Суммарное расчетное сопротивление, суммарный ток самозапуска, остаточное напряжение на выводах электродвигателей определяются по выражениям (11-10), (11-11), (11-13).
б) Определение суммарного тока самозапуска при АВР секционного выключателя
В случае срабатывания АВР секционного или шиносоединительного выключателя, когда нагрузка секции 1, потерявшей питание, подключается к трансформатору T2, уже несущему нагрузку (рис. 11-9, в), суммарный ток, проходящий при самозапуске по трансформатору T2, подсчитывается приближенно по следующему выражению:
где Icyм1 — суммарный ток секции 1, определенный согласно (11-15); Iнагр2 — суммарный номинальный ток электродвигателей и другой нагрузки второй секции до включения секционного выключателя.
Определение xсум расч, Iсам, Uост.дв производится по выражениям (11-10), (11-11), (11-13).