ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Реле тока прямого действия типа РТМ

Реле тока прямого действия типа РТМ

1. Технические характеристики реле тока прямого действия с выдержкой времени типа РТМ
2. Конструкция, описание и принцип действия реле прямого действия РТМ
3. Наладка, проверка и регулировка реле прямого действия РТМ, РТВ, РНВ и электромагнитов
4. Нормы времени на техническое обслуживание реле прямого действия и токовые электромагниты отключения типа РТМ
5. Протокол проверки при новом включении реле тока прямого действия РТМ

3. Наладка, проверка и регулировка реле прямого действия РТМ, РТВ, РНВ и электромагнитов


Все реле и электромагниты перед вводом в эксплуатацию вынимаются из привода и разбираются для проверки исправности. Особое внимание следует обратить на защиту сердечников от ржавчины.
Заводы защищают сердечники и контрполюсы от ржавчины разными способами — оцинкованием, воронением и т. д. Это защитное покрытие должно быть абсолютно исправно. Удалять ржавчину напильником или шкуркой недопустимо, так как этим сильнее разрушается защитное покрытие и сердечник будет ржаветь еще больше.
Ржавые сердечники необходимо заменять исправными, а восстановление защитного слоя производить в мастерской.
Проверяется исправность всех деталей реле и электромагнитов. Наиболее часто встречаются следующие неисправности: погнутые и помятые гильзы, погнутые
бойки, винты и шпильки для крепления, сорванная или неполная резьба винтов и гаек, отсутствие шайб, поломанные пружинные шайбы, заусенцы, неправильная форма отверстий, поврежденная изоляция обмоток реле, разбитые детали из пластмасс.
Устранение таких неисправностей на месте затруднительно и требует много времени. Поэтому необходимо иметь все без исключения запасные детали реле или целые реле и электромагниты для замены поврежденных.
После проверки исправности все детали реле и электромагнитов тщательно очищаются от пыли, консервирующей заводской смазки, металлических стружек и опилок.
Реле и электромагниты собираются. До установки на место проверяется от руки свободное движение всех подвижных частей и исправность часового механизма на слух, путем многократного срабатывания. После установки на место повторно проверяется отсутствие перекосов, и свободное движение всех подвижных частей.
Только после этого приступают к совместной регулировке отключающего механизма с каждым реле и электромагнитом.

Все существующие смазки изменяют свою вязкость в зависимости от окружающей температуры, впитывают в себя пыль и из-за этого загустевают настолько, что могут вызвать отказ привода. Поэтому никакая смазка реле, электромагнитов, отключающей планки, стойки и оси ролика недопустима.
При установке на место реле РТВ полезно заменить заводские винты с полукруглой головкой, крепящие реле к приводу, на винты с обычной шестигранной головкой под ключ. Дополнительно в головке винта прореза ется шлиц под отвертку, благодаря чему снятие и установка реле значительно облегчается.
Для работы с реле РТМ и электромагнитами Рижского опытного завода Латвэнерго необходим набор простых и торцовых гаечных ключей. Применение плоскогубцев и подобных инструментов вместо ключей приводит к непоправимой порче гаек и резьбы шпилек.
Для работы с переключателями тока срабатывания, имеющими круглые без граней гайки, необходимо иметь отвертку с прорезью в лезвии.
Особо осторожно следует обращаться с пластмассовыми деталями реле и электромагнитов Рижского опытного завода Латвэнерго. Хрупкая пластмасса легко ломается от ударов и перекосов при затягивании винтов и гаек. Поэтому затяжку следует производить осторожно, каждый винт или гайка повертываются на I—2 обо рота поочередно: все это время следует поддерживав пластмассовые детали в правильном положении. Расстояния между этими деталями и подвижными деталями реле — сердечником, поводком указателя и т. п. очень малы. Даже незначительный перекос вызывает застревание подвижных деталей, загрубление или отказ реле.
Только после окончания регулировки механизма привода и согласования с ним хода сердечников реле и электромагнитов можно начать проверку их электрических характеристик.
Схемы проверки должны обеспечивать обязательное выполнение следующих основных правил. Сопротивление всех токовых реле и электромагнитов значительно увеличивается при подъеме их сердечника. Увеличение же сопротивления реле обязательно вызывает уменьшение величины тока в его обмотке, а следовательно, тягового усилия сердечника, которое примерно пропорционально квадрату тока. В результате уменьшения тока тяговое усилие сердечника в конце хода может оказаться недостаточным для отключения привода. Поэтому схема регулировки должна обеспечивать практически неизменную величину тока в обмотке реле при подъеме его сердечника. Наиболее удобна и проста схема рис. 40,а, в которой величина тока регулируется реостатом. Величину сопротивления реостата
можно приближенно определить следующим путем.
При неизменном напряжении питания V величина тока в цепи определится по выражению

где х — индуктивное сопротивление реле;
r—активное сопротивление реостата  для проверки токовых реле.
Активным сопротивлением реле можно пренебречь. Если величину х выразить в долях г, то величина тока в обмотке реле изобразится кривой I=f(x) (рис. 41), по которой видно, что для снижения тока до 0,95 начального при х=0 нужно увеличить х примерно до 0,25—0,3 г.
По кривым рис. 25 для реле РТВ завода «Электроаппарат» видно, что при уставке 5 а сопротивление реле увеличивается примерно вдвое: начальное сопротивление около 2,2 ом, а конечное — около 4 ом. Отсюда величина сопротивления г должна быть около 13—16 ом, т. е. примерно в 6—8 раз больше начального сопротивления реле.

Схемы регулирования тока

Рис. 40. Схемы регулирования тока

Напряжение питания при токе 5 а и полном сопротивлении цепи около 16—17 ом должно быть около 85 в.
Следовательно, для стандартного напряжения 127 и 220 в полное сопротивление реостата с небольшим запасом, должно быть порядка 30 и 50 ом соответственно. Поскольку независимая часть у большинства реле начинается при 3—4-кратном токе от тока срабатывания, а ток срабатывания бывает порядка 7—10 а, реостат должен обеспечивать регулировку тока не менее чем до 20—40 о, не перегреваясь. Перегрев реостата увеличивает его сопротивление и уменьшает силу тока.
По таким же соображениям следует выбирать реостат и для проверки реле РТМ. Иногда пытаются при проверке использовать схемы рис. 40, б или в.
Величина добавочного сопротивления rд в схеме рис. 40,б по изложенным выше соображениям должна быть не менее 13—16 ом, а напряжение на выходе автотрансформатора AT при токе срабатывания реле 5 а — порядка 80 е.
Для получения тока, соответствующего работе реле в независимой части характеристики, 30—40 а потребуется напряжение порядка 600 в при неизменной величине гд. Но автотрансформаторы на 600 в и токи порядка 30—40 а промышленностью не выпускаются. Поэтому схема по рис. 40,6 практически неприемлема. Неприемлема также схема рис. 40, в, так как она не обеспечивает постоянства величины тока при работе реле из-за отсутствия добавочного сопротивления.
Для измерения времени работы защиты обычно применяется электросекундомер типа ПВ-53Л. При измерении времени работы реле РТВ или РТМ, не имеющих собственных контактов, секундомер приходится останавливать контактами других аппаратов. Очень часто применяется схема по рис. 42, а, где остановка секундомера С производится разрывом его цепи контактами выключателя В. Схема эта неудобна, поскольку для проверки схемы защиты с двух реле РТВ приходится выполнить около 30—40 измерений времени, следовательно, нужно около 30—40 раз включить и отключить выключатель, что нежелательно, так как может привести к его повреждению.

Зависимость тока в реле от его индуктивного сопротивления

Рис. 41. Зависимость тока в реле от его индуктивного сопротивления.

Для присоединения секундомера необходимо снять заземление хотя бы с одной фазы выключателя, что вызывает затруднения с соблюдением правил техники безопасности.
В комплектных распределительных устройствах с выкатными тележками выключателей, не имеющих шинных и линейных разъединителей, приходится полностью выкатывать тележку, присоединять секундомер и закатывать ее в испытательное положение на все время проверки защиты. Для облегчения проверки некоторыми организациями применяется схема по рис. 42, б, в которой секундомер С останавливается блок-контактами БК выключателя В. Такая схема облегчает и ускоряет работу, но количество включений и отключений выключателя остается прежним.
Наилучшие результаты дает использование при прверке специальных вспомогательных контактов, конструкция которых схематично изображена на рис. 43.
Основание конструкции 1 из изолирующего материала устанавливается на верхней полке 2 привода и удерживается на ней пружиной 3. На основании укреплены контакты 4' и 5 с выводами 6 и 7, которые включаются в схему рис. 42, а вместо контактов выключателя В.
Выключатель все время остается отключенным. Серповидный рычаг привода заводится от руки и своей верхней частью 8 через изолирующую пластинку 9, укрепленную на контакте 5, замыкает контакты 4 и 5. При срабатывании реле серповидный рычаг уходит вниз и этим позволяет разомкнуться контактам 4 и 5, останавливающим секундомер. Таким образом, вся настройка реле производится при отключенном и заземленном выключателе и лишь в конце проверки выключатель опробуется на отключение в полной схемы защиты.

Схемы остановки секундомера

Рис. 42. Схемы остановки секундомера.

Все три приведенные схемы измерения времени дают разные результаты. В схеме по рис. 42, а, когда секундомер измеряет время от подачи тока в реле до начала размыкания контактов выключателя, показания секундомера будут наибольшими.
В схеме рис. 42, б результат измерений зависит от регулировки блок-контактов. Чтобы результаты измерения совпали с результатами измерений по схеме рис. 42, а, блок-контакты должны замыкаться в момент размыкания контактов выключателя. В противном случае появляется дополнительная ошибка по времени.
При измерении времени с помощью дополнительных контактов по рис. 43 секундомер останавливается в начале падения серповидного рычага. Показания секундомера будут меньше показаний по схеме рис. 42, а на время падения рычага, поворота удерживающей собачки и поворота вала привода. При правильной регулировке привода разница в показаниях секундомера по всем трем схемам обычно не превышает 0,1—0,15 сек в зависимости от типа привода и выключателя. При новом включении следует измерить эту разницу в показаниях секундомера и в дальнейшем учитывать ее при настройке реле и при плановых проверках. После достаточного количества измерений можно пользоваться средней величиной, не проводя сравнительных измерений на каждом выключателе. Конструкция по рис. 43 может изменяться в зависимости от типа привода и местных условий, но идея ее остается неизменной: секундомер останавливается серповидным рычагом привода при его падении после срабатывания реле.

Вспомогательные контакты для остановки секундомера

Рис. 43. Вспомогательные контакты для остановки секундомера.


Следующим важным вопросом при настройке реле РТМ и РТВ является учет погрешностей трансформаторов тока. Расчет трансформаторов тока по кривым
10%-ных погрешностей для реле РТМ и РТВ затрудняется тем, что сопротивление реле зависит от многих условий: уставки по току срабатывания, величины проходящего по нему тока и положения сердечника; данные об этих величинах в заводской информации, как правило, отсутствуют.
Поэтому настройку реле независимо от результатов расчетов следует вести так, чтобы автоматически учитывать и погрешности трансформаторов тока и зависимость погрешностей от сопротивления реле.
Настройку реле РТВ можно производить по следующим схемам.
По схеме рис. 42, а настройка ведется вторичным током и ошибки трансформатора тока не учитываются. Такая схема проверки допустима лишь при очень мощных
трансформаторах тока, погрешностью которых можно пренебречь.
Анализ других схем настройки реле РТВ с учетом погрешностей трансформаторов тока можно произвести, исходя из схемы замещения трансформатора тока.
Из схемы замещения трансформатора тока (рис. 44) видно, что часть Iм первичного тока I1и проходящего через приведенное сопротивление первичной обмотки Z1
ответвляется в сопротивление намагничивания оставшаяся часть тока I2 проходит через сопротивление вторичной обмотки Z2 и сопротивление нагрузки Zн . Ток Iм ,
являющийся током намагничивания трансформатора тока, определяет его погрешность. Если трансформатор удовлетворяет условиям 10%-ной погрешности, то ток
намагничивания не превышает 10% первичного тока.
Следовательно, чтобы учесть погрешность трансформатора тока, следует проверку защиты вести первичным током, например по схеме рис. 45. Практическое

применение этой схемы, которая учитывает погрешность трансформаторов тока, ограничивается мощностью и весом нагрузочного трансформатора ИТ, а также первичным током срабатывания защиты.

Схема замещения трансформатора тока

Рис. 44. Схема замещения трансформатора тока.

Применяемые конструкции нагрузочных трансформаторов в таких схемах дают обычно ток порядка 800— 1000 а. Чтобы такой трансформатор обеспечил работу обычного реле РТВ в независимой части характеристики, первичный ток срабатывания реле должен быть не более 200—300 а. В действительности же ток срабатывания реле может быть и больше.
Нагрузочные трансформаторы имеют большой вес, соединения в их вторичных цепях необходимо выполнять короткими кусками провода большого сечения (50—70 мм) с наконечниками высокого качества.
В схеме замещения проверка первичным током по рис. 45 соответствует подаче питания к точкам А и Б. Из схемы видно, что если питание для проверки защиты подать в точки В и Б, то результат проверки будет такой же: часть тока Iм пойдет в сопротивление намагничивания, остальная — в реле. Но физической точки В
в реальном трансформаторе тока нет. Поэтому питание можно подать только в точки Г—Б, что соответствует схеме проверки по рис. 42,б, когда трансформатор тока остается подключенным к реле. Разница будет в том, что сопротивление вторичной обмотки трансформатора тока Z2 в схеме замещения включено последовательно с сопротивлением реле гн; в реальной же схеме проверки по рис. 42, б сопротивление вторичной обмотки Z2 будет включено последовательно с сопротивлением намагничивания zр. При проверке реле РТВ эта разница дает очень небольшую, порядка нескольких процентов, ошибку по сравнению с результатом проверки первичным током по схеме рис. 45.

Схема проверки защиты первичным током

Рис. 45. Схема проверки защиты первичным током.

Объясняется это тем, что сопротивление вторичной обмотки трансформаторов тока, обычно применяемых с реле РТВ, составляет десятые доли ома, а сопротивление реле РТВ — несколько (2—5) ом, вследствие чего сопротивлением z2 можно пренебречь.
Особенностью схемы проверки по рис. 42, б является то, что амперметр показывает сумму двух токов — намагничивающего тока — Iм и вторичного тока — I2.
Для определения первичного тока показания амперметра умножаются на коэффициент трансформации трансформаторов тока. Таким образом, настройка реле ведется по первичному току, с учетом погрешности трансформаторов тока.
Таким образом, настройку реле РТВ и подобных можно вести по трем схемам.
Схема рис. 42, а не учитывает погрешностей трансформаторов тока, но требует легкой аппаратуры на небольшие токи. Пользоваться ей следует только при мощных трансформаторах тока, погрешностью которых можно пренебречь.
Схема по рис. 45 позволяет произвести проверку наиболее точно, так как полностью учитывает погрешность трансформаторов тока, но требует тяжелой аппаратуры на сотни и тысячи ампер.
Схема по рис. 42, б наиболее подходит для обычных условий эксплуатации: она требует легкой аппаратуры, на десятки ампер и с достаточной для практики точностью учитывает погрешности трансформаторов тока.
Необходимо отметить, что в современных конструкциях комплектных распределительных устройств с выкатной тележкой выключателя проверка первичным током требует полной выкатки тележки, прокладки длинных проводов большого сечения к трансформаторам тока, вкатывания тележки в испытательное положение. Проверка в этом случае вызывает серьезные затруднения в соблюдении правил техники безопасности. В обычных распределительных устройствах эта работа значительно легче, но затруднения с соблюдением техники безопасности остаются.
По этим соображениям для настройки реле рекомендуется схема по рис. 42,6 с вспомогательными контактами для остановки секундомера.

Если в схему рис. 42,б включить еще два амперметра — один последовательно с реле, второй — с вторичной обмоткой трансформатора тока, так чтобы они измеряли токи Ім и І2, то можно с достаточной для практики точностью определить погрешности трансформаторов тока. Необходимо учитывать, что токи І и І2 не совпадают по фазе из-за разных углов сопротивлений реле и трансформатора тока, и полный ток будет их геометрической суммой, а не арифметической.
При выборе уставок и настройке реле необходимо различать ток срабатывания защиты и ток срабатывания реле. Ток срабатывания защиты есть минимальный первичный ток в одной из фаз трехфазной сети, обеспечивающий срабатывание защиты на отключение выключателя. Расчет токов короткого замыкания, выбор уставок и согласование характеристик защит всегда производятся в первичных токах. Поэтому и уставки защит задаются в первичных токах. Для настройки реле заданные первичные токи пересчитываются во вторичные по следующему выражению:

где I2 и I1— вторичный и первичный токи;
nт.т — коэффициент трансформации трансформаторов тока;
k cx— коэффициент схемы, равный единице при соединений трансформаторов тока в полную и неполную звезду и равный V 3 при соединении трансформаторов тока на разность токов двух фаз и в треугольник.
При пересчете вторичный ток срабатывания реле со ступенчатым изменением тока срабатывания может оказаться таким, что ни один из имеющихся по шкале реле токов срабатывания не подойдет. Если брать ближайший меньший ток срабатывания, то защита может быть недостаточна отстроена от максимальной нагрузки: если же взять ближайший больший, то снизится чувствительность защиты. Допустимость этих изменений необходимо проверить перед настройкой реле.
Током срабатывания встроенного реле прямого действия считается минимальный ток в обмотке реле, обеспечивающий отключение выключателя. Ток срабатывания реле определяется при плавном увеличении тока в обмотке реле. Вызвано это тем, что при плавном увеличении тока наиболее резко выявляются различные неисправности, неправильности в регулировке реле и привода. Отклонения действительного тока срабатывания реле РТВ и РТМ от номинального, указанного для соответствующей отпайки обмотки, не должны превышать 10%
После установки требуемого тока срабатывания для защиты с реле РТМ определяется полное время срабатывания при токе в обмотке реле, равном 1 и 1,5 тока срабатывания. Для этого сначала устанавливается необходимый ток па амперметру, затем отключается питание, включается выключатель и в обмотку реле толчком подается установленный ток.
Для реле РТВ после регулировки тока срабатывания устанавливается заданная выдержка времени при определенной величине тока или же в независимой части характеристики
Установив заданный ток или ток, соответствующий независимой части характеристики (примерно 4-кратный от тока срабатывания для обычных реле и примерно 2 кратный для реле с крутой характеристикой), толчком подают этот ток в обмотку реле и измеряют выдержку времени. Опытным путем подбирается положение поводка, дающее требуемое время
После установки заданной выдержки времени снимается основная характеристика реле t=f(I)—зависимость выдержки времени от тока. Для обычных реле определяется выдержка при токах, примерно равных 1; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4 тока срабатывания. Для реле с крутой характеристикой выдержки времени определяются при токах, примерно равных 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2, 2,5 от тока срабатывания.
Измерение времени производится не менее 3 раз для каждого значения тока, чтобы исключить случайные ошибки и определить предельные отклонения выдержки времени от среднего значения. По величине отклонения выдержки времени от среднего значения проверяются исправность реле и достаточность принятой ступени по времени с соседними защитами.
Полученная характеристика пересчитывается на первичный ток и строится по точкам. По этой характеристике проверяется ее согласование с характеристиками смежных защит.

Такая полная характеристика снимается и строится при введении защиты в эксплуатацию. При плановых проверках защиты, цель которой убедиться в ее исправности, выдержка времени определяется для трех—пяти значений тока.
После снятия характеристики t=f(I) определяется ток возврата реле, который регулировать нельзя, но необходимо знать для проверки отстройки тока срабатывания реле от максимального тока нагрузки.
Проверка производится по схеме рис. 46.
При включенном рубильнике Р 2 и отключенном рубильнике P1 реостатом r2 устанавливается предполагаемый ток возврата /в реле, измеряемый амперметром A2.
Затем включается рубильник Р1 и реостатом r1 устанавливается ток, примерно в 4—5 раз превышающий ток срабатывания реле. Затем отключается рубильник Р2,
устанавливается на нуль секундомер С и рубильник Р2 включается. По секундомеру отсчитывается время, на 0,5—0,7 сек меньше, чем ранее установленная выдержка времени реле в независимой части характеристики, и в этот момент отключается рубильник P1. Обмотка реле продолжает обтекаться током, установленным реостатом г2. Таким образом имитируются сквозное для данного реле короткое замыкание, отключение его своей защитой и ток оставшейся нагрузки.
Опытным путем подбирается максимальное значение оставшегося тока, при котором реле надежно возвращается в начальное положение. Этот ток и будет током
возврата при работе в независимой части характеристики. Затем величина тока Iк.3 уменьшается примерно до 1,2—1,5-кратного тока срабатывания, и испытания повторяются. В этом случае определяется ток возврата при работе реле в зависимой части характеристики. Первая проверка соответствует работе реле в независимой части характеристики, когда возврат его определяется в основном упругостью пружины. Полное сжатие пружины в этом случае обеспечивается при 3—4-кратном токе для реле с обычной характеристикой.

Схема определения тока возврата реле РТВ

Рис. 46. Схема определения тока возврата реле РТВ.

Вторая проверка при токе 1,2—1,5 тока срабатывания соответствует работе реле в зависимой части характеристики при повреждении в конце зоны действия защиты.
После определения тока возврата закрывается привод, секундомер переключается на вводы выключателя и выключатель несколько раз отключается от защиты. По измерениям времени, полученным при этом опробовании, определяется поправка к выдержке времени защиты.
Предполагается, что ранее при проверке защиты секундомер останавливался приспособлением, аналогичным приведенному на рис. 43.
После этого полностью восстанавливается схема вторичных цепей, и защита проверяется на отключение выключателя первичным током в полной схеме, что необходимо для проверки правильности сборки всех цепей защиты, разбиравшихся во время наладки.
Напряжение срабатывания и возврата для реле минимального напряжения всех типов определяется по схеме рис. 47, с при плавном изменении автотрансформатором AT величины напряжения на реле РН. При этом необходимо от руки заводить отключающую пружину реле.
Выдержка времени реле при полном снятии напряжения определяется по схеме рис. 47, б. При заведенной пружине реле и включенном рубильнике Р2 автотрансформатором AT устанавливается номинальное напряжение на реле. Затем устанавливается на нуль секундомер С и отключается рубильник Рr, чем снимается напряжение с реле, и пускается секундомер. Остановка секундомера производится контактами К, в качестве которых можно использовать блок-контакты выключателя или приспособление по рис. 43. Если секундомер останавливается контактами выключателя, то применяется схема по рис. 47, в.
Подбором положения поводка устанавливается требуемая выдержка времени у реле РНВ. У реле РН измеряется полное время его работы.

схемы провекри реле минимального напряжения


Для всех реле при определении напряжения срабатывания и возврата по схеме рис. 47,а измеряется ток, потребляемый реле при нормальном напряжении, поднятом и опущенном сердечнике. В последнем случае сердечник удерживается рукой. По току реле при опущенном сердечнике проверяется падение напряжения в проводке от реле до источника питания.
Автотрансформатор в схеме рис. 47, а, б, в может быть заменен достаточно мощным потенциометром.
У электромагнитов отключения и включения переменного тока по схеме рис. 47, а определяется напряжение срабатывания и возврата при плавном изменении напряжения и ток при номинальном напряжении, поднятом и опущенном сердечнике
У электромагнитов постоянного тока по схеме рис. 47,г определяется напряжение срабатывания и возврата и ток при номинальном напряжении.


 

 

 

19 Октябрь, 2010              71205              ]]>Печать]]>
3 / 15 ( Отлично )

Последние комментарии : 2

FOR MAX Ltd.             Добавлен: 10 Июль, 2014 13:24       Ответить
Добрый день.
Прошу дать цени на - 
реле прям. действ.РТМ (для прив.ППВ-10) - 382 штук;
реле прям. действ.РТМ (для прив.ПРБА) - 112 штук;
реле прям. действ.РТМ (для прив.ПП67) - 90 штук;
 
Ltd. For Max
Tbilisi, Georgia
mail: formaxltd@mail.ru
mob.: +995 579608844
Влад             Добавлен: 14 Июль, 2017 13:37       Ответить
Добрый день. Прошу дать цени на -  реле прям. действ.РТМ (для прив.ППВ-10) Email:eroy228@gmail.com Тел: +38-067-294-5575

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)


Вверх страницы