ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Реле тока прямого действия с выдержкой времени типа РТВ

Реле тока прямого действия с выдержкой времени типа РТВ

 1. Технические характеристики реле тока прямого действия с выдержкой времени типа РТВ
2. Конструкция, описание и принцип действия реле прямого действия РТВ
3. Наладка, проверка и регулировка реле прямого действия РТМ, РТВ, РНВ и электромагнитов
4. Нормы времени на техническое обслуживание реле прямого действия и токовые электромагниты отключения типа РТВ
5. Протокол проверки при новом включении реле тока прямого действия РТВ

 

При работе в зависимой части отключение происходит за счет тягового усилия сердечника. Это усилие в зависимости от расстояния между сердечником и контрполюсом указано на рис. 24. Из него видно, что отключение должно происходить как можно позднее, когда сердечник достаточно приблизится к контрполюсу и его тяговое усиление будет максимально.
Вместе с тем необходимо учитывать, что когда сердечник упрется в контрполюс, то все усилие, создаваемое им, воспримется контрполюсом, и усилие на бойке будет равно нулю. Поэтому и отключение должно происходить как можно позднее, но раньше, чем сердечник упрется в контрполюс.
При работе же реле в независимой части характеристики отключение должно происходить как можно раньше, при наибольшем усилии пружины. Поэтому при регулировке следует выбирать некоторое среднее положение, удовлетворяющее обоим требованиям.
В реле с укороченной пружиной основным требованием является надежное отключение от ослабленной пружины, по этому условию и регулируется привод.
Вследствие такой регулировки при работе реле в зависимой части возможно небольшое загрубление его по току срабатывания.
В эксплуатации часто требуется установить выдерку времени в независимой части характеристики реле больше предусмотренных заводом 4 сек. Конструкция
механизма установки выдержки времени реле позволяет это выполнить. При увеличенной выдержке времени боек будет находиться в зацеплении с часовым механизмом дольше, и усилие пружины в момент расцепления будет меньше, чем при выдержке времени в 4 сек.

Зависимость тягового усилия сердечника реле РТВ от расстояния между сердечником и контрполюсом

Рис. 24. Зависимость тягового усилия сердечника реле РТВ от расстояния между сердечником и контрполюсом. Р=f(l).

В этом случае, чтобы обеспечить достаточный запас усилия пружины в момент отключения следует уменьшить ход бойка от момента расцепления с часовым механизмом до момента отключения — например подгибанием лапки отключающей планки.

Во всех случаях следует использовать регулировочные приспособления, предусмотренные заводом-изготовителем приводов, для регулировки отключающего механизма привода.
Для расчета трансформаторов тока, питающих реле РТВ, важно знать, как меняется сопротивление реле в зависимости от тока при опущенном и втянутом сердечнике. Эти зависимости даны на рис. 25. Сплошными линиями изображено сопротивление реле при опущенном сердечнике, пунктирными — при втянутом; цифрами указаны

уставки тока срабатывания; буквой Э обозначены кривые для реле завода «Электроаппарат», буквой Р означены кривые для реле Рижского опытною завода Дальэнерго в приводе ПП-61.

Зависимость сопротивления реле РТВ от тока в его обмотке

Рис. 25. Зависимость сопротивления реле РТВ от тока в его обмотке.

Расчетная проверка трансформаторов тока, к которым подключены реле РТВ, производится аналогично реле РТМ. Отличие состоит в том, что величина максимального тока при расчете принимается равной току, при котором начинается независимая часть характеристики реле.
Часто встречается последовательное включение на один и тот же трансформатор тока реле РТМ (мгновенная отсечка) и реле Р1В (вторая ступень с выдержкой времени). Расчет трансформаторов тока для такой схемы имеет некоторые особенности.
Если ток срабатывания реле РТМ превышает ток срабатывания реле РТВ более чем в 3—4 раза, то сердечники обоих реле втягиваются практически одновременно с временем порядка 0,02 сек. Сопротивление обоих реле резко возрастает и расчет трансформатора тока следует вести по сумме сопротивлений обоих реле при поднятых сердечниках.
Если же ток срабатывания реле РТМ превышает ток срабатывания реле РТВ менее чем в 3—4 раза, то при работе реле РТМ сердечник реле РТВ еще не успевает притянуться к контрполюсу (реле работает в зависимой части характеристики). Расчет трансформаторов тока при этом следует вести по сумме сопротивлений: реле РТМ с поднятым сердечником и реле РТВ — с опущенным сердечником.
Необходимо отметить, что точность таких расчетов невелика, поэтому настройку всех реле РТМ и РТВ следует производить по схеме (см. рис. 42,6, 45), учитывающей действительные погрешности трансформаторов тока.
Важным параметром реле РТВ является его коэффициент возврата. Заводы-изготовители в своих технических материалах не указывают величины коэффициента возврата, поэтому его приходится определять опытным путем при наладке защиты. Изменять величину коэффициента возврата нельзя, но знать ее необходимо для проверки отстройки тока срабатывания реле РТВ от тока нагрузки.

Величина коэффициента возврата реле РТВ меняется в зависимости от положения его сердечника.
Если сердечник реле притянут к контрполюсу, а боек поднят, то коэффициент возврата реле будет около 0,3. Этот коэффициент возврата соответствует состоянию реле, уже отключившему выключатель, и практического значения не имеет.
Если реле работает в зависимой части характеристики при небольших кратностях тока, то пружина сердечника не сжата, и реле возвращается только под действием веса сердечника и связанных с ним деталей. Коэффициент возврата в этом случае около 0,65 и падает до 0,4 в момент расцепления сердечника с часовым механизмом.
Если же реле работает в независимой части характеристики, то сердечник реле возвращается не только своим весом, но и усилием, создаваемым сжатой пружиной. В этом случае коэффициент возврата зависит от уставки реле по времени и длительности прохождения тока по его обмотке. Чем больше уставка реле по времени и чем меньше время прохождения тока по обмотке реле, тем выше коэффициент возврата. При больших уставках времени и малом времени прохождения тока коэффициент возврата доходит до 0,8—0,85.
При расчетах отстройки тока срабатывания реле от тока нагрузки следует принимать коэффициент возврата 0,65, соответствующий работе реле в зависимой части характеристики, и лишь при очень больших токах короткого замыкания, всегда обеспечивающих работу реле в независимой части характеристики, коэффициент возврата можно считать близким к 0,8.
Реле РТВ много лет выпускаются разными заводами для приводов разных типов. Принцип конструкции их одинаков, но они различаются некоторыми деталями. Так, реле РТВ, выпускаемые заводами «Электроаппарат» и Курганским электромеханическим заводом, различаются формой верхней части контрполюса, длиной бойка, наличием и отсутствием гайки на верхней части бойка.
Эти различия создают определенные трудности при замене реле. Поэтому необходимо иметь запасные реле для всех вариантов конструкций реле и для всех приводов.

Реле РТВ Рижского завода для приводов УГП-51 и УПГП отличаются от реле РТВ других заводов наличием встроенного указателя действия реле (блинкером), конструкция которого показана на рис. 26 (вид изнутри корпуса часового механизма). В крышке часового механизма 1 установлена ось 2, на которой укреплен диск 3
с вырезом и указатель 4 с флажком 5. Указатель заводится вручную и устанавливается в положение, указанное на рисунке. В этом положении он удерживается защелкой 6, вращающейся на оси 7.
При срабатывании реле винт 19 (см. рис. 16) захватывает полку 8 защелки (рис. 26) и приподнимает ее. Диск 3 освобождается, и указатель поворачивается на 90° вниз, сигнализируя срабатывание реле.


Недостатком такой конструкции является ее ненадежность. Указатель выполнен из тонкой металлической полоски, легко мнется и задевает за корпус реле. Весь механизм выполнен из стали и установлен на стальной крышке 1. Защита от ржавления недостаточно надежна, и весь механизм, особенно ось защелки, ржавеют. В
результате реле может отказать в работе, так как усилие, создаваемое сердечником или пружиной реле, может оказаться недостаточным для поворота заржавевшей защелки.

Указатель работы реле РТВ Рижского опытного завода Латвэнерго

Рис. 26. Указатель работы реле РТВ Рижского опытного завода Латвэнерго.

В приводе ПГ1-61 Рижский опытный завод Латвэнерго устанавливает реле РТВ, отличающееся от реле завода «Электроаппарат» своими размерами: диаметры контр полюса, сердечника и гильзы реле Рижского завода меньше соответствующих диаметров реле завода «Электроаппарат», форма верхней части контрполюса другая, боек длиннее и ход его больше. Из-за этого реле привода ПП-61 нельзя непосредственно устанавливать в приводы других типов. Для установки реле РТВ из привода ПП-61 в приводы других типов приходится изготавливать вспомогательные детали, например брать контрполюс реле РТВ соответствующего привода и нижнюю часть его протачивать на станке под внутренний диаметр гильзы реле из привода ПП-61. На нижнюю часть гильзы надевается стальное кольцо, высота которого равна толщине полки привода, внутренний диаметр соответствует внешнему диаметру гильзы реле Рижского завода, внешний — диаметру отверстия в полке привода. Длина сердечника и ход его подбираются по месту. Наиболее подходящий вариант приспособления реле подбирается по местным условиям. Необходимо учитывать, что корпус реле из привода ПП-61 длиннее корпуса реле завода «Электроаппарат», поэтому под приводом необходимо иметь свободное место для размещения реле от привода ПП-61.

Технические данные реле РТВ завода «Электроаппарат»

Исполнение реле по току срабатывания, а

Марка и диаметр провода, мм

Уставка тока
срабатывания, а

ЧИСЛО
ВИТКОВ
обмотки

Сопротивление реле, оМ.
при токе срабатывания

Сердечник
Опущен

Сердечник
втянут

5—10

псд
диам 1.81

5

300

2,18

3,88

6

250

1,51

2,66

7

215

1,12

2,1

8

188

0,88

1,61

9

167

0,68

1,52

10

150

0,54

1,07

11-20

псд
диам  2,26

11

130

0,5

0,96

12

124

0,45

0,9

14

104

0,33

0,65

16

85

0,23

0,46

18

73

0,19

0,35

20

69

0,17

0,33

25-35

ПСД
диам  2,26

20

70

0,17

0,33

22

63

0,16

0,29

24

59

0,15

0,27

27

55

0,14

0,25

30

51

0,13

0,22

35

45

0,125

0,19

Примечания: 1. Уставка выдержки времени в независимой части 0—4 сек.

Разброс по времени в независимой части ±0,3 сек.

Точность по току срабатывания ±10% уставки по шкале. 

В приводе ППК-63 устанавливается реле РТВ, аналогичное реле РТВ на 5—10 а завода «Электроаппарат».

Вариант
реле

Марка и диа­метр прово­да, мм

Уставка тока срабатыва­ния, а

Число витков

Сопротивление реле при токе срабаты­вания, ом

Сердеч­ник опушен

Сердеч­ник втянут

PTB-I PTB-IV

ПЭЛБО 0 1,81

  1.  
  2.  

7,5
10

307
258
218 1
56

1,6
1
0,73
0,4

4,45
2,8
2,1
1,13

PTB-II РТВ-V

ПБД 0 2,44

10
12,5
15
17,5

151
120
106
92

0,4
0,26
0,2
0,15

1,14
0,73
0,555
0,41

РТВ-III PTB-VI

ПБД 0 2,44

20
25
30
35

69
59
52
48

0,092
0,066 0,049
0,043

0,268
0,186
0,14
0,116

Примечания: 1. Точность тока срабатывания ±10% уставки по шкале; точность по току срабатывания ±4% среднего значения для каждой уставки по шкале.

  1. Выдержка времени в независимой части 0—4 сек.
  2. Разброс по времени в независимой части ±0.3 сек. У реле PTB-I, РТВ-ІІ и РТВ-III независимая часть начинается при кратности тока в реле 1,2—1,7 к току срабатывания; у реле PTB-iv, PTB-V, PTB-VI — при кратности тока 2,5—3,5.

Обратная перестановка реле завода «Электроаппарат» в привод ПП-61 практически почти невыполнима, так как необходимо растачивать отверстия в полках привода ПП-61 и удлинять боек реле. Технические данные реле РТВ заводов электроаппарат и Рижского опытного завода Латвэнерго приведены в табл. 7 и 8.
Завод «Уралэлектроаппарат» для привода ПРБА разработал конструкцию реле под названием РТВ с общим часовым механизмом, показанную на рис. 27. В этой конструкции бойки 10 двух реле РТМ при срабатывании Реле поворачивают промежуточный валик 9, рычаг

которого пружиной 8 соединен с рычагом 7, установленным на валу часового механизма 1. Пружина тянет часовой механизм, по истечении установленной выдержки времени собачка часового механизма освобождает его вал и рычаг 7 своей нижней частью поворачивает отключающую планку 11. Выдержка времени изменяется поворотом рычажка 3, выведенного на правую боковую сторону корпуса привода 5. Здесь же установлена шкала выдержки времени 4. В установленном положении рычажок 3 закрепляется винтом 2. Характеристики реле даны на рис. 28.
В зависимости от вида короткого замыкания—трехфазное или двухфазное — на разных фазах могут работать два или одно реле РТМ, вследствие этого меняется их суммарное усилие, поворачивающее промежуточный валик. Меняется и усилие, с которым пружина ведет часовой механизм, а следовательно, меняется и характеристика реле. Такое изменение характеристик может нарушить селективность работы защиты и должно учитываться при согласовании характеристик, что не всегда удается.
Часовой механизм не имеет своего корпуса, его шестерни, оси и подпятники ничем не защищены от загрязнения. В корпусе же привода имеется большое отверстие для прохода тяги от вала привода к валу выключателя, через которое и засоряется часовой механизм, что вызывает его отказ.
Рычажок для установки выдержки времени помещен очень неудобно и закрепляется в установленном положении ненадежно, вследствие чего имеется возможность сбить установленную выдержку времени.
Из-за указанных недостатков применять такие реле не рекомендуется. Если все же приходится их применять, то необходимо организовать очень тщательный и своевременный надзор и плановые проверки таких реле производить чаще, чем проверки обычных реле.

Конструкция реле с выдержкой времени завода Уралэлектроаппарат

Рис. 27. Конструкция реле с выдержкой времени завода Уралэлектроаппарат.

Рис. 28. Характеристики t=f(I) реле завода Уралэлектроаппарат.
1—для работы одного реле РТМ; 2 — для одновременной работы двух реле РТМ.

Конструкция реле КАМ

Рис. 29. Конструкция реле КАМ.

а — внешний вид; б — разрез реле; в — механизм выдержки времени. 1 — корпус; 2 — гильза; 3 — контрполюс; 4 — сердечник; 5 — пружина; 6 — короткозамкнутый виток; 7 — стопорное кольцо; 8 — боек; 9— головка бойка; 10 — зубчатая рейка; 11—направляющая пружина; 12 — направляющий паз; 13 — храповое колесо; 14 — анкерное колесо с анкером; 15 — стакан; 16 — стопорный винт; 17 — контргайка; 18 — плоская пружина; 19 — обмотка реле с отпайками; 20 — штепсельный переключатель; 21 — отключающий валик привода; 22 — лапка отключающего валика; 23—скоба; 24 — крышка привода; 25 — крышка переключателя;
26 — винт для пломбировки.

На многих предприятиях еще сохранились реле RAM, снятые с производства свыше 25 лет назад. Конструкция этого реле показана на рис. 29. Конструкция электромагнита реле 19, сердечника 4, бойка 8, переключателя тока срабатывания 20 и других деталей такая же, как у реле РТВ. Основное отличие заключается в конструкции часового механизма. На конце бойка 8 установлена зубчатая рейка 10. При втягивании сердечника ее зубцы захватывают зубцы первой шестерни и через систему шестерен вращают анкерное колесо 14 с анкером. Храповое колесо 13 своей собачкой соединяет первую шестерню, которую ведет рейка, с часовым механизмом и обеспечивает возврат рейки после срабатывания реле.
Весь часовой механизм укреплен в нижней части стакана 15. Этот стакан имеет внутреннюю резьбу и навертывается на цилиндрический корпус реле. При навертывании стакана увеличивается количество зубцов рейки, сцепляющихся с часовым механизмом, что приводит к увеличению выдержки времени реле. При свертывании стакана выдержка времени уменьшается. В установленном положении стакан закрепляется стопорными винтами 16. Для более плавного поворота стакана при изменении выдержки времени служит пружина 18, опирающаяся на ребристый поясок на стакане реле. Этим тормозится движение стакана, что и позволяет более точно устанавливать выдержку бремени. Всего рейка имеет восемь зубьев, соответствующих выдержке времени 4 сек в независимой части характеристики. Один зубец соответствует времени в 0,5 сек. Этим определяется и минимальная выдержка времени — 0,5 сек.
Обычно у исправного реле разброс по времени составляет около 0,2—0,3 сек. Для уменьшения разброса при малых уставках времени можно снять анкер. Для изменения шкалы выдержки времени можно менять положение груза анкера относительно оси анкера. При приближении груза к оси выдержка времени уменьшается, при удалении — увеличивается. В установленном положении груз закрепляется лаком или краской.
Характеристики реле КАМ такие же, как у реле РТВ.
Поскольку запасных деталей для ремонта реле КАМ нет, целесообразно по мере возможности заменять их на реле РТВ, а освободившиеся реле использовать, как запасные детали для еще остающихся в работе. Необходимо

  учитывать, что по форме и размерам реле РТВ сильно отличаются от КАМ. Поэтому при замене реле часто приходится изменять расположение самих реле, переключателя тока срабатывания и прочими способами приспосабливать реле РТВ к установке в приводы старых типов.

Схема ЛПВ с реле РТВ

Рис. 30. Схема ЛПВ с реле РТВ.

В последнее время реле РТВ применяется в схемах АПВ с выдержкой времени. Общеизвестные недостатки мгновенных механических и электрических АПВ привели к тому, что современные приводы выпускаются без устройств механического АПВ, а мгновенные электрические АПВ заменяются на АПВ с выдержкой времени. На рис. 30 приведена схема электрического АПВ с выдержкой времени, выполненная с одним реле РТВ, установленным в электромагнит включения грузового или пружинного привода вместо обычного сердечника и бойка.
Работает схема следующим образом. При оперативном отключении выключателя от кнопки механического отключения или ключа управления размыкается аварийный блок-контакт БК.А и АПВ блокируется.
При отключении выключателя от защиты БКА остается замкнутым и АПВ работает по следующей цепи: 1ШУ, отключающее устройство ОУ, указательное реле С, БКА, контакт готовности привода КГП2, обмотка электромагнита включения ЭВ с установленным в него реле РТВ, блок-контакт привода В2, 2ШУ. Выдержка времени реле РТВ в такой схеме доходит до 3—6 сек в независимой  части. Если выключатель включается от АПВ на короткое замыкание, то одновременно начинает работать его защита и двигатель для завода пружин ЛМР но цепи: 1ШУ, блок-контакт выключателя двигатель AMP, Контакт готовности привода КГП1, 2ШУ.
Для обеспечения однократности АПВ необходимо, чтобы время работы защиты всегда было меньше времени завода пружин. В этом случае выключатель отключится и своим блок-контактом В1 разорвет цепь двигателя. Выключатель останется отключенным, пружины будут заведены частично. Для последующего включения выключателя необходимо перевести отключающее устройство ОУ в положение «АПВ отключен», нажатием кнопки К2 завести пружины, нажатием кнопки К1 включить выключатель. Если включение будет успешным, то двигатель снова заведет пружины, после чего отключающее устройство переводится в положение «АПВ включен». Электромагнит включения для работы с реле РТВ имеет около 750 витков провода ПЭЛ-1 диам. 1 мм для напряжения 100 в и около 1600—1800 витков провода ПЭЛ-0,61 — 0,64 для напряжения 220 в.
При использовании рассмотренной схемы АПВ необходимо учитывать, что приводы разных типов имеют разные устройства для ручного включения.
Приводы УГП-51, УПГП, ПП-61, ППК-63 для ручного включения имеют механические кнопки, действующие на включающий механизм параллельно с электромагнитом включения.
Приводы ППМ, КППМ кнопок для ручного включения не имеют. Для включения их вручную необходимо рукой поднять сердечник электромагнита включения. Если же вместо заводского сердечника в электромагнит включения будет установлено реле РТВ для АПВ, то ручное включение становится невозможным; включить привод можно только ключом управления или кнопкой К1 на рис. 30. В обоих случаях необходимо держать ключ или кнопку в положении «включено» до тех пор, пока доработает реле РТВ и включит привод.
Для включения выключателя при отсутствии напряжения желательно в приводе установить приспособление для механического включения, аналогичное механической кнопке включения.
При использовании этой схемы все устройства мгновенного механического или электрического АПВ должны быть надежно выведены из работы.

19 Октябрь, 2010              86169              ]]>Печать]]>
4 / 18 ( Отлично )

Последние комментарии : 9

Александр             Добавлен: 19 Июль, 2016 17:34       Ответить

 Интересует вопрос, магнитопровод ( позиция 10), его отсутствие может существенно сказатся на токе срабатывания.?

Поясню примером на приводе пп -67, катушка срабатывает на 10 А . На соседнем приводе катушка срабатывает на 5 амперах. Меняю катушки местами  и  все остается по прежнему на первом приводе новая катушка срабатывает на 10 амперах а на втором приводе снова на 5 .В чем прикол так и не понял может подскажете?

С уважением .

_Владимир             Добавлен: 23 Июль, 2016 14:24       Ответить

На срабатывание реле влияют много факторов в том числе и магнитопровод. Хотя в качестве магнитопровода служит также и корпус привода

Валериан             Добавлен: 20 Апрель, 2017 02:14       Ответить

Неужели такое оборудование еще где то эксплуатируется, это же прошлый век

_Владимир             Добавлен: 20 Апрель, 2017 21:51       Ответить

К сожалению да, но в основном только как электромагнит отключения или же как отсечка.

Стоят РТМ и РТВ на 95% эксплуатируемого мною оборудования

Константин             Добавлен: 6 Сентябрь, 2017 08:55       Ответить
Да много где стоят и работают как МТЗ и ТО, в основном это старые сельские подстанции (30-40 лет). Аграрный у нас край.
Артур             Добавлен: 16 Ноябрь, 2017 07:28       Ответить
Если бы только сельские сети.  К примеру, город областного значения, с населением в 710 567 чел., самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации. Более 70% РП 10 кВ жилого сектора и промзоны наиболее населённого района — "нового города", оборудованы РТВ и РТМ в качестве МТЗ и МТО, соответственно. Да, и по 0,4кВ тоже около 60% вводных и секционных автоматов — это АВМ разных габаритов. Зато в прилегающих сёлах защита сетей возлагается в основном на реле косвенного действия серий РТ-80 и РТ-40. 
Вениамин             Добавлен: 25 Июль, 2018 01:25       Ответить

 Поверь мне, стоят!!

Кирилл             Добавлен: 11 Октябрь, 2018 05:28       Ответить

Москва, во всех Московских кабельных сетях эти чудовища стоят и работают как МТЗ

Юлия             Добавлен: 25 Апрель, 2019 13:43       Ответить

скажите, пожлуйста, а кто сейчас их производит - РТВ и РТМ?

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)


Вверх страницы