Изменение направления вращения двигателей постоянного тока производится путем изменения направления тока в обмотке якоря, если остается прежним направление тока в обмотке возбуждения, или путем изменения направления тока в обмотке возбуждения, если остается прежним направление тока в обмотке якоря. Если же изменить одновременно направление тока в обмотке якоря и в обмотке возбуждения, то направление вращения двигателя не изменится.
Реверсирование двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением можно производить путем изменения направления тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке возбуждения.
Реверсирование двигателей с параллельным и со смешанным возбуждением производят путем изменения направления тока в обмотке якоря. Разрыв цепей параллельных обмоток возбуждения для изменения в них направления тока может привести к пробою их изоляции вследствие возникновения в них большой э. д. с. самоиндукции.
Направление вращения ротора асинхронных двигателей зависит от направления вращения магнитного поля статора. Чтобы изменить направление вращения магнитного поля статора, нужно поменять местами два любых линейных провода, подходящих к обмотке статора двигателя.
На фиг. 407, а и б схематически изображен случай перемены направления вращения асинхронного двигателя. Перемена местами проводов, соединенных с какими-либо двумя фазами статора, меняет направление вращения ротора двигателя. Для этого к двигателю ставят переключатель (фиг. 407, в).
При дистанционном (на расстоянии) управлении двигателем, когда встречается необходимость перемены направления вращения, к двигателю ставят реверсивный магнитный пускатель.
Для двигателей большой мощности реверсирование (изменение направления вращения) выполняется с помощью особого аппарата—контроллера (фиг. 408). Здесь медные сегменты, укрепленные на барабане контроллера, при повороте барабана соединяются неподвижными контактами 1—6 и производят необходимые включения, выключения и переключения.