Анализируя недостатки асинхронных двигателей с коротко-замкнутым ротором, следует отметить трудность регулировки скорости вращения этих двигателей и большой пусковой ток у них. Вот основные причины, которые привели к тому, что наряду с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором применяются еще асинхронные двигатели с фазным ротором.
На фиг. 232 представлен внешний вид и разрез асинхронного двигателя с фазным ротором, а на фиг. 233 этот двигатель показан в разобранном виде.
Устройство статора такого двигателя и обмотка его не отличаются от устройства статора двигателя с короткозамкнутым ротором. Различие между двумя этими двигателями заключается в устройстве ротора. Электродвигатель с фазным ротором имеет ротор, на котором, как и на статоре, помещены три фазные обмотки, соединенные между собой звездой (реже треугольником). Концы фазных обмоток ротора присоединяют к трем медным кольцам, укрепленным на валу ротора и изолированным как между собой, так и от стального сердечника ротора, вследствие чего этот двигатель получил также название двигателя с контактными кольцами.
Выше мы указывали на то, что введение активного сопротивления в цепь ротора при пуске уменьшает пусковой ток двигателя и увеличивает пусковой вращающий момент. Для этой цели двигатели с фазным ротором имеют пусковой реостат (фиг. 234), соединенный с обмоткой ротора при помощи щеток, наложенных на контактные кольца. При пуске двигателя вводится полное сопротивление реостата (это положение показано иа фиг. 234). По мере увеличения скорости вращения ротора сопротивление реостата постепенно выводится и, когда, наконец, двигатель достигнет своей нормальной скорости, сопротивление реостата полностью выводится; реостат замыкается накоротко.
В некоторых конструкциях двигателей с фазным ротором имеется приспособление, позволяющее замыкать контактные кольца и поднимать щетки.