Асинхронной машиной называется машина переменного тока, у которой скорость вращения ротора меньше скорости вращения магнитного поля статора и зависит от нагрузки. Асинхронная машина, как и другие электрические машины, обладает свойством обратимости, т. е. она может работать как в режиме двигателя, так и в режиме генератора.
Трехфазный асинхронный двигатель был изобретен русским инженером М. О. Доливо-Добровольскнм в 1890 году и с тех пор, подвергаясь усовершенствованиям, прочно занял свое место в промышленности и получил массовое распространение во всех странах мира.
М. О. Доливо-Добровольский (1862—1919) обогатил русскую науку изобретениями и открытиями, имеющими мировое значение. Он является основоположником техники трехфазного тока, изобретателем трехфазного асинхронного электродвигателя, трехфазного трансформатора, делителя напряжения н фазометра, руководителем и строителем первой в мире трехфазной линии передачи электрической энергии Лауфен — Франкфурт-на-Майне (Германия) длиной около 170 км при линейном напряжении 15000 в (1891 г.).
Асинхронный двигатель имеет две основные части — статор и ротор. Статором называется неподвижная часть машины. С внутренней стороны статора сделаны пазы, куда укладывается трехфазная обмотка, питаемая трехфазным переменным током Вращающаяся часть машины называется ротором, в пазах его также уложена обмотка. Статор и ротор собираются из отдельных штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,35 и 0,5 мм. Отдельные листы стали изолируются один от другого слоем лака. Воздушный зазор между статором и ротором делается возможно малым (0,3—0,35 мм в машинах малой мощности и 1,—1,5 мм в машинах большой мощности).
В зависимости от конструкции ротора асинхронные двигатели бывают с короткозамкнутым и с фазным роторами.
Асинхронные двигатели делятся на бесколлекторные и коллекторные. Наибольшее распространение получили бесколлекторные двигатели. Они применяются там, где требуется приблизительно постоянная скорость вращения и не требуется ее регулировка. Бесколлекторные двигатели просты по устройству, безотказны в работе и имеют высокий к. п. д.
Для получения широкой регулировки скорости и придания некоторых специальных свойств асинхронной машине применяются однофазные и трехфазные коллекторные асинхронные машины. Однако вследствие дороговизны, сложной конструкции, тяжелых условий работы асинхронные коллекторные машины мало применяются н нами рассматриваться не будут. Поэтому в дальнейшем, говоря об асинхронных двигателях, мы будем иметь в виду бесколлекторные асинхронные двигатели.