ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus
Релейная защита воздушных линий 110-220 кВ типа ЭПЗ-1636 [25] Расчет уставок устройств релейной защиты [24] ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАЩИТА [18] Максимальная токовая защита [14] Проверка релейной защиты [13] Дифференциальная защита линий [12] Защита синхронных генераторов [12] Измерительные трансформаторы [10] Принципы построения измерительных и логических органов релейной защиты на полупроводниковой и интегральной базе [10] Токовая направленная защита [9] Защита электродвигателей [9] Реле [9] Защита от однофазных замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью [8] Правила выполнения схем РЗА [8] Проверка защиты первичным током нагрузки и рабочим напряжением [8] Высокочастотные защиты [7] Защита воздушных и кабельных линий электропередачи [7] Защита трансформаторов и автотрансформаторов [7] Защита предохранителями и автоматическими выключателями [7] Защита от коротких замыканий на землю в сети с глухозаземленной нейтралью [6] Векторные диаграммы. Короткие замыкания в электрических системах [6] Действие релейной защиты при качаниях [6] Аппаратура для проверки релейной защиты [5] Защита шин [3] Особенности защиты линий и трансформаторов, подключенных к линиям без выключателей на стороне высшего напряжения [3] Оперативный ток [3] Общие сведения [3] Управление выключателями [2]

2-6. Дифференциальная токовая защита с торможением Принцип торможения в дифференциальных токовых защитах

РАСЧЕТЫ ЗАЩИТ ПОНИЖАЮЩИХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

2-6. Дифференциальная токовая защита с торможением Принцип торможения в дифференциальных токовых защитах

Для повышения чувствительности продольных дифференциальных защит широко используется принцип торможения сквозным (циркулирующим) током [3]. Как видно из схемы дифференциальной защиты с торможением (рис. 2-24,а), при внешнем (сквозном) КЗ этот ток (кк-макс.вн) проходит по тормозной обмотке дифференциального реле (ют). В это же время по дифференциальной (рабочей) обмотке реле (шр) проходит ток небаланса (Ьнб)- МДС рабочей обмотки направлена на срабатывание реле, тормозной обмотки - на увеличение тока срабатывания реле, предотвращающее его срабатывание при внешних КЗ. Для обеспечения несрабатывания реле при внешних КЗ на тормозной обмотке реле должно быть включено число витков:



где Iк.макс.вн _ периодическая слагающая тока (при t = 0 с) при расчетном внешнем трехфазном КЗ на той стороне трансформатора, где включена тормозная обмотка, в максимальном режиме работы системы и с учетом влияния РПН трансформатора (§ 2-2); Iнб - ток небаланса (первичный), определяемый по выражениям (2-35), (2-39)-(2-41); ωр -расчетное число витков рабочей обмотки реле на стороне, где включена тормозная обмотка; kн -коэффициент надежности, учитывающий ошибку реле и необходимый запас, принимается равным 1,5; tgα - тангенс угла наклона к оси абсцисс касательной, проведенной из начала координат к характеристике срабатывания реле (тормозной), соответствующей минимальному торможению (кривая 2 на рис. 2-25), для реле ДЗТ-1 (снятых с производства) принимается равным 0,83, для реле ДЗТ-11 - 0,75-0,8. Для других реле этой серии tgα может быть значительно меньше и должен определяться по заводским или снятым экспериментально тормозным характеристикам:



Тормозные характеристики реле ДЗТ-11 (рис. 2-25) построены при нормальной затяжке противодействующей пружины для таких углов между рабочим (Iр) и тормозным (Iт) токами в реле, при которых обеспечивается максимальное (кривая 1) и минимальное (кривая - 2) торможение. Область, расположенная ниже характеристики 2, является областью надежного несрабатывания реле; область, расположенная выше характеристики 1, - областью надежного срабатывания. При этом для обеспечения чувствительности защиты точка, соответствующая расчетным случаям КЗ в зоне действия защиты и определяемая величинами Fp и Fт, должна находиться не менее чем на 10 % своих координат выше характеристики 1.



При КЗ в зоне действия защиты (при одностороннем питании) по рабочей и тормозной обмоткам проходит один и тот же ток (рис. 2-24,6), т.е. Iр = Iт. Однако выбранное по выражению (2-48) соотношение чисел витков рабочей и тормозной обмоток (ωр > ωт) должно обеспечивать преобладание рабочей МДС ( Fp > Fт) и, следовательно, надежное срабатывание реле.

Выбор места включения тормозной обмотки. При выполнении дифференциальной защиты понижающих трансформаторов с реле, имеющими одну тормозную обмотку, при одностороннем питании трансформатора имеется возможность исключить влияние тормозной обмотки при КЗ в зоне действия защиты. Для этого на двухобмоточных понижающих трансформаторах тормозная обмотка должна включаться в плечо дифференциальной защиты не со стороны питания (как показано на рис. 2-24 для пояснения принципа действия защиты), а в плечо противоположное.

На трехобмоточных понижающих трансформаторах с односторонним питанием рекомендуется выбирать место включения тормозной обмотки таким образом, чтобы определяющим для выбора тока срабатывания было условие (2-37) отстройки от броска тока намагничивания при включении трансформатора под напряжение:



где kн = 2,1 — 3,7хк* (пояснения даны в § 2-4, расчет - в примере 10), наибольшее значение kн= 1,5, наименьшее — 1).

Для этого тормозная обмотка включается, как правило, в плечо той стороны трансформатора, где внешнее КЗ вызывает больший ток (сторона, имеющая сопротивление обмотки трансформатора, равное примерно нулю). Если же отстройка от тока небаланса при КЗ на другой стороне требует увеличения Iс.з больше чем 1,5Iном.тр, рекомендуется включить тормозную обмотку реле ДЗТ -11 (ДЗТ-1) на сумму токов плеч защиты питаемых сторон (пример 11).

Включение тормозной обмотки этих реле в плечо со стороны питания не рекомендуется, поскольку при больших токах в случае КЗ на стороне питания и при отношении чисел витков тормозном и рабочей обмоток более 0,4 может существенно снизиться кратность тока в исполнительном органе, что вызовет отказ защиты.

Для трансформаторов с РПН при Δ UРПН= ±16% отношение ωтωр>= 0,4 является типичным. Действительно, даже без учета регулирования напряжения на стороне среднего напряжения и без учета составляющей I'"нб расчетное значение Iнб = I'нб +I"нб= (0,1 ± 0,16) Iк.макс.вн = 0,26Iк.макс.вн и по формуле (2-48) ωт= 1,5*0,26*ωр/0,8 = 0,49ωр. Как видно из зависимостей кратности вторичного тока (в исполнительном органе) I2* от кратности первичного тока I1* для реле ДЗТ-11 (рис. 2-26), приреле может отказать уже при I1*>= 25. Этому значению соответствует при nт =100/5 Iк >= 2500 А, при nт =150/5; Iк>=3750 Аи т.п., где Iк - ток при КЗ на выводах трансформатора со стороны питания. Такие значения токов вполне вероятны для современных распределительных сетей 110 и 35 кВ. Поэтому включение тормозной обмотки реле ДЗТ-11 со стороны питания допустимо только после проверки надежности работы реле при Iк.макc, при трехфазном КЗ на этой стороне в зоне действия защиты (рис. 2-26). Расчет чисел витков остальных обмоток реле ДЗТ-11 (кроме тормозной) производится так же, как для реле РНТ (§ 2-4).



Примеры расчета уставок дифференциальной защиты с торможением на понижающих трансформаторах

Пример 10. Выбираются уставки дифференциальной защиты с торможением (реле ДЗТ-11) двухобмоточного трансформатора мощностью 6,3 MB-А (115± 16%) кВ/ 11 кВ из примера 4 (рис. 2-10).

Решение. Рассчитываются токи КЗ (результаты расчета приведены на рис. 2-10). Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех сторон защищаемого трансформатора так же, как в предыдущем примере (табл.2-5).

Выбирается место установки тормозной обмотки обоих реле ДЗТ-11 (фаз А и С): плечо стороны НН (рис. 2-27).

Определяется первичный ток небаланса без учета составляющей I'"нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40): Iнб=(1*1*0,1+0,16) 410 = 106,5 А, где I(3)к.макс.вн= 410 А (рис. 2-10).

Ток срабатывания защиты выбирается только по условию (2-50) отстройки от броска тока намагничивания. Уточненное значение kн в выражении (2-50) определяется в следующем порядке. При uк.сp= 10,5  % сопротивление

При мощности трансформатора 6,3 MB-А (рис. 2-10)

При x =15 Ом получаем хк=15 + 1,15*361=430 Ом.

Значение хб= 1152/6,3 = 2100, хк* = 430/2100= 0,2, значение kн = 2,1 — 3,7*0,2 = 1,36. Номинальный ток трансформатора равен 31,7 А (на стороне 110 кВ).

Ток срабатывания дифференциальной защиты по условию (2-50) Iс.з >=1,36-31,7 =43 А.

Определяются числа витков обмоток ДЗТ для выравнивания МДС, аналогично тому, как это выполнено в предыдущем примере.



 



Расчеты сведены в табл. 2-7. При этом надо иметь в виду, что на коммутаторе реле ДЗТ-11 можно подобрать практически любое число витков как рабочей, так и уравнительных обмоток. Расчет в табл.2-7 начинается с выбора числа витков для обмотки НТТ, включаемой в плечо ВН, поскольку это - сторона регулируемого напряжения, хотя и с меньшим вторичным током (табл. 2-5).

Определяется по выражению (2-48) число витков тормозной обмотки реле ДЗТ-11, необходимее для обеспечения бездействия защиты при внешнем трехфазном КЗ (точка К2 на рис. 2-10):





где ωт = 17,9 вит. - расчетное число витков рабочей обмотки на той же стороне НН, где включена тормозная обмотка (рис. 2-27); Iнб = 108,8(96,6/11) = 955 А, приведенным к стороне НН с помощью наименьшего значения коэффициента трансформации трансформатора, соответствующего крайнему «отрицательному» положению регулятора РПН, при котором определяются максимальные значения тока КЗ (§ 2-2); Iнб= 108,8 А (п.8 табл. 2-7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принимается ближайшее большее число витков тормозной обмотки (ωт = 11вит.); числа витков на тормозной обмотке реле ДЗТ-11 могут быть установлены следующие: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 18, 24.

Определяется по формуле (2-38) коэффициент чувствительности защиты при КЗ за трансформатором в зоне действия защиты, когда ток повреждения проходит только через трансформаторы тока стороны 110 кВ и торможение отсутствует. Из рис. 2-10 I <ыгз>(3) к.мин.вн = 230А. В соответствии с табл. 2-1 для схемы соединения обмоток трансформаторов тока в треугольник расчетный ток в релеПри прохождении тока КЗ по стороне ВН ток срабатывания реле

Iс.р= 100/27 = 3,7 А. Коэффициент чувствительности 17,2 / 3,7 = 4,6 > 2.

Проверка чувствительности защиты при однофазном КЗ на стороне 110 кВ в зоне действия защиты и выбор тока срабатывания реле РТБ схемы автоматики отключения отделителя 110 кВ производятся так же, как в примере 9.

Расчетная проверка трансформаторов тока производится в соответствии с §1-5 так же, как в примере 4. Переход на nт = 150/5 не снижает чувствительности защиты.

Пример 11. Выбираются уставки дифференциальной защиты трехобмоточных трансформаторов 10 МВ-А, (115 ±4 * 2,5 %)кВ / (38,5 ± 2 * 25 ) кВ /11 кВ по данным, приведенным на рис.2-16. Трансформаторы работают раздельно на сторонах 35 и 10 кВ.

Решение. Определяются средние значения первичных и вторичных номинальных токов для всех плеч дифференциальной защиты (по номинальной мощности наиболее мощной обмотки трансформатора). Расчеты сводятся в табл. 2-8.



Определяются первичные токи небаланса без учета составляющей I'"нб по выражениям (2-35), (2-39), (2-40):

а) при КЗ на шинах 35 кВ (точка К2) Iнб=(1*1* 0,1 + 0,1 + 0,05) • 500= 125 А, где I(3)к.макс.вн=Iαк.макс=Iβк.макс= 500 А - максимальный ток, проходящий по регулируемой стороне ВН трансформатора при КЗ на стороне СН (рис. 2-16);

б) при КЗ на шинах 10 кВ (точка КЗ) Iнб= (1*1* 0,1 + 0,1) *330 = 66 А, где I(3)к.макс.вн=330 А - максимальный ток, проходящий по регулируемой стороне ВН трансформатора при КЗ на стороне НН (рис. 2-16).

Предварительный расчет показывает, что при выполнении дифференциальной защиты без торможения (§2-4) kч =1,4 при двухфазном КЗ на стороне НН (рис. 2-16). В случаях параллельно работы трансформаторов на одной из сторон (НН или СН) значения Iк.макс, Iнб и, следовательно, Iс.з возрастают, а значение kч становится меньше 1,4, так как проверка чувствительности должна производиться при одиночной работе трансформаторов, когда ток КЗ меньше, чем при параллельной работе. Поэтому дальнейший расчет производится для дифференциальной защиты с торможением с реле ДЗТ-11.

Определяется место включения тормозной обмотки реле ДЗТ-11. Рассматриваются три варианта.

а) Включение тормозной обмотки в плечо 35 кВ (рис. 2-28). При этом несрабатывание защиты при внешнем повреждении на шинах 10 кВ, когда торможение отсутствует, обеспечивается выбором тока срабатывания, так же как для защиты с реле серии РНТ, т. е. по выражению (2-36), в котором принимается наибольшее значение kн для реле серии ДЗТ-10 (1,5): Iс.з >= 1,5 • 66=99 А. По условию (2-50) Iс.з>= kн • Iном.тр=1,5 • 50=75 А, где Iном.тр берется из табл. 2-8.


Определяющим условием является (2-36), поэтому не производится уточнение коэффициента kн в выражении (2-50) по примеру 10. Коэффициент чувствительности

защит (предварительный) при двухфазном КЗ в точке КЗ (рис. 2-16) в минимальном режиме при Iс.з = 99 А и

k(2)ч =13/5,7 = 2,28. Поскольку kч >2, этот вариант может быть принят для дальнейших расчетов (числа витков обмоток ННТ указаны на рис. 2-28).



б) Включение тормозной обмотки в плечо 110 кВ, что позволило бы выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50). Этот вариант требует дополнительной проверки надежности работы реле ДЗТ-11 (ДЗТ-1) по зависимостям, приведенным на рис. 2-26. В данном примере Iк.макс= 5000 А (точка К1 на рис. 2-16), I1* = 5000/150= 33. Предварительное значение Iнб = (0.1 +0.1 + 0.05) Iк.макс (КЗ на стороне 35 кВ). По формуле (2-48)По рис. 2-26, б при I1* =33 и ωтp = 0,43 I2*=1,1, что значительно ниже нормируемых значений I2*. Следовательно, этот вариант не может быть принят.

в) Включение тормозной обмотки на сумму токов плеч 10 и 35 кВ (рис. 2-29). Очевидно, что последний вариант является наилучшим, так как позволяет выбрать ток срабатывания защиты только по условию (2-50), как и в варианте «б», и в то же время исключить влияние тормозной обмотки реле при КЗ в зоне действия защиты. Кроме того, на значение тока срабатывания в этом варианте не влияет неточность подбора числа витков уравнительных обмоток реле (составляющая I"'нб влияет лишь на выбор

числа витков ωт).

Расчет чисел витков обмоток НТТ реле ДЗТ производится так же, как в предыдущих примерах. Выбранные числа витков указаны на рис. 2-29. Проверка по условию (2-44а) показывает, что числа витков рабочей и уравнительных обмоток выбраны правильно: Iном.вн * ωp = 2,88 • 17 = 49 А =Iном.сн *ωУРІ= 3,24 • 15 =48,6 А = Іном.нн * ωУРІІ = =4,39 *11 = 48,2 А, где значения вторичных номинальных токов плеч дифференциальной защиты берутся из табл.2-8.

Число витков тормозной обмотки выбирается большим из двух значений С0Х, вычисленных по формуле (2-48) для внешних КЗ в точках К2 и КЗ (рис. 2-16): ωт = 7 вит. Остальные расчеты выполняются также, как в предыдущих примерах.



Особенности расчета дифференциальной и максимальных токовых защит на трансформаторах с расщепленными обмотками 110/6 (10) кВ.

Особенности выполнения и расчетов дифференциальной и максимальных токовых зашит на трансформаторах 110/6(10) кВ с расщепленными обмотками обусловлены, главным образом, невысоким уровнем токов при КЗ на выводах одной из обмоток низшего напряжения и большим различием между значениями токов Ік.макс и Ік.мин (§ 2-2). При расчете дифференциальной защиты этих трансформаторов определяющим является, как правило, условие (2-37) отстройки от броска тока намагничивания. Даже при выборе значения коэффициента надежности по условиям, описанным в §        2-4       и          2-5, может оказаться, что коэффициент чувствительности дифференциальной защиты будет ниже, чем требуется. В этих случаях по предложению «Энергосетьпроекта» устанавливают дополнительный чувствительный комплект дифференциальной защиты с выдержкой времени 0,5-1 с, благодаря которой можно не учитывать броски тока намагничивания и выбирать для этого комплекта Іс.з < Іном. тр

Для трансформаторов с расщепленными обмотками, питающих крупные высоковольтные двигатели с большими кратностями пусковых токов (kп), участвующие в самозапуске, возможно, что расчетный ток при самозапуске всех полностью заторможенных двигателей одновременно на обеих сторонам НН окажется больше расчетного тока при внешнем КЗ на одной из сторон НН. В таких случаях в выражениях (2-39)-(2-41) вместо тока Iк.макс следует использовать ток самозапуска.

Пример 12. Выбираются уставки дифференциальных и максимальных токовых защит трансформатора типа ТРДН-25 000, ( 115 +- 16%) кВ /6,3 кВ, напряжения КЗ uк.В-НI = uк.В-НII = 9,8; 10,6; 11,7% для положений РПН, соответствующих минимальному, среднему и максимальному напряжениям стороны ВН, отнесены каждое к своему напряжению и к мощности обмоток НН, равной 0,5 Sном.тр =12,5 MB-А (рис. 2-30, а). Сопротивление питающей энергосистемы 15 Ом во всех режимах.

Решение. 1. Рассчитываются токи при трехфазном КЗ за трансформатором на одной из сторон 6 кВ. Расчет выполняется с помощью выражений (2-6)-(2-12); результаты приведены на рис. 2-30, а.

2. Производится расчет дифференциальной защиты только с реле РНТ аналогично расчету в примере 9. Ток небаланса по формулам (2-39) и (2-40) Iнб = (0,1 + 0,16)720 = 187 А. Токи срабатывания защиты: а) по условию (2-36) Iс.з >=1,3*187=244 А; б) по условию (2-37) Іс.з >=1,3*131 = 170 А, где 131 А соответствует 1,05 номинального тока трансформатора. Ток срабатывания реле

Расчетный ток в реле при КЗ за трансформатором (рис. 2-30 и табл. 2-1) Коэффициент чувствительности 10,3/7=1,47<2, что

недопустимо.

3. Рассматривается вариант установки реле ДЗТ-11. По условию(2-37) при наибольшем значении kн =1,5; Iс.з = 1,5 *131 = 197 А,

Коэффициент чувствительности 10,3/5,7 = 1,8. В ряде случаев ток срабатывания защиты по условию (2-37) может оказаться меньшим, если значение kн будет меньше 1,5 в результате расчета по методике, описанной в § 2-4 и 2-5. В данном примере эта возможность не рассматривается.

4. Рассматривается вариант применения схемы дифференциальной защиты с двумя комплектами реле (рис, 2-30, б), один из которых (с реле ДЗТ) - с выдержкой времени 0,5-1 С, что позволяет выбрать его ток срабатывания только по условию kч = 2-3. Выбираетсяили

около 95 % номинального тока трансформатора. Таким образом, в выражении (2-37) оказывается kн = 0,95, но несрабатывание этого комплекта при бросках тока намагничивания обеспечивается выдержкой времени 0,5+1 С, а несрабатывание при внешних КЗ - тормозной обмоткой, для которой число витков выбирается в п. 6 этого примера.


5. Рассматривается возможность повышения чувствительности быстродействующего комплекта дифференциальной защиты с реле типа РНТ, для которого, в п.2 получился низкий kч = 1,47. Для повышения чувствительности выбор тока срабатывания по условию отстройки от тока небаланса производится при оптимальном положении регулятора РПН (рис. 2-19).

Оптимальная относительная погрешность Δ U*oпт, соответствующая некоторому (не обязательно реально существующему) ответвлению регулируемой обмотки ВН трансформатора, определяется из условия равенства расчетных значений тока небаланса: Інб= І'нб+I"нб, при крайних положениях регулятора напряжения (рис. 2-19):

при положении, соответствующе Uмин.тр





В выражениях (2-51) и (2-52) kапер и kодн = 1, как и в выражении (2-39).

Значения токов КЗ определяются по выражениям (2-9) и (2-11), но при одном и том же значении сопротивления питающей энергосистемы (в нормальном режиме ее работы). Обозначив отношение этих токов



 

 

 

из равенства правых частей выражений (2-51) и (2-52) получаем

где Δ U*полн — полный диапазон регулирования напряжения на стороне ВН трансформатора (рис. 2-19).

Для условий данного примера Δ U*полн = 0,26 (вместо 0,32, поскольку увеличение напряжения на стороне ВН может производиться только до ответвления, соответствующего Uмакс= 126 кВ, т. е. до Δ UРПН = +10 %, а снижение напряжения — до крайнего «отрицательного» положения РПН - 16 %).

По формуле (2-53) kрасч =720/415 =1,74. По (2-54) Δ U*опт= 1,74(0,26+0,1) — 0,1/(1,74 + 1) = 0,19. По (2-51) Iнб.опт =[0,1 + (0,26 - 0,19)] 720 = 122 А (вместо 187 А из п. 2 этого примера).

Ток срабатывания защиты по выражению (2-36) Iс.з >= kн*Iнб опт = 1,3*122 = 159 А. Однако по условию (2-37) его нужно принять равным 170 А (п. 2 этого примера). При этом Iс.р =(170*1,73)60=5 А. Предварительно определенный kч=10,3/5= 2 (вместо 1,47 из расчета в п. 2 этого примера).Для дальнейшего расчета уставок реле РНТ определяется напряжение регулируемой стороны высшего напряжения трансформатора при оптимальном положении регулятора. Из рис. 2-19 видно, что



Определение вторичных токов защиты сведено в табл. 2-9, причем вторичный ток плеча ВН определяется при Uoпт = 104,5 кВ. Вторичный ток плеча НН определяется по полной мощности трансформатора (25 MB*А) для обеспечения выравнивания МДС в реле при внешних КЗ (как это всегда делается при расчете дифференциальных защит трансформаторов и автотрансформаторов с обмотками неодинаковой мощности). Расчет числа витков обмоток реле РНТ начинается с регулируемой стороны ВН, которая в данном примере является основной, так как имеет больший вторичный ток (табл. 2-9). По выражению (2-43) ωосн = 100/5 = 20 вит. Для неосновной стороны НН ωнеосн= 20*3,97/3,84 = 20,6 вит. Для упрощения схемы включения реле РНТ можно принять 20 вит. При этом ток небаланса при внешних КЗ увеличится из-за составляющей І"'нб, которая вычисляется по выражению (2-41):



Суммарный ток небаланса по условию (2-35) Інб= 122 + 21 = 143 А. По отношению к ранее выбранному току срабатывания защити по условию (2-37) 1 70 А коэффициент надежности отстройки от тока небаланса в выражении (2-36) kн= 170/143 = 1,2, что может быть принято, поскольку в расчете (п. 2) приняты максимально возможные значения первых двух составляющих тока небаланса. При одинаковых числах витков для обеих сторон дифференциальной защиты уравнительные обмотки реле РНТ могут не использоваться, а на рабочей обмотке устанавливаете ωp= 20 вит, (рис. 2-30, б).

Таким образом, расчетный прием выбора уставок дифференциальной защит с реле РНТ при оптимальном положении регулятора РПН в данном примере позволил повысить коэффициент чувствительности защиты с 1,47 (п. 2, расчет при среднем положении регулятора РПН) до требуемого значения 2 при токе срабатывания 130 % номинального тока трансформатора.

6. Для чувствительного комплекта дифференциальной защиты с реле ДЗТ-1 и выдержкой времени 1 С выбираются числа витков рабочей и тормозной обмоток включенных по схеме 2-30, б. Для рабочей обмотки по выражению (2-43) ωp =100/3,4= 29,4 вит. Для повышения чувствительности принимается ωp= 30 вит. Составляющая тока небаланса по условию (2-41) может быть принята для запаса равной 5% максимального тока при внешнем КЗ: 0,05*720 = 36 А. Тогда по выражению (2-35) Iнб = 187 + 36 = 223 А. Число витков тормозной обмотки по выражению (2-48):

Можно принять 18 или 24 вит. Увеличение числа витков тормозной обмотки, включенной со стороны НН (рис. 2-30), не снижает чувствительности защиты при КЗ в зоне ее действия и питании места КЗ только со стороны ВН (тормозная обмотка не обтекается током КЗ).

7. Проверка чувствительности дифференциальной защиты при однофазном КЗ на землю на стороне 110 кВ (точка КЗ на рис. 2-30, а), выбор тока срабатывания реле РТБ (при включении трансформатора через отделитель с использованием короткозамыкателя), расчетная проверка трансформаторов тока и проверка возможности применения схемы с дешунтированием ЭО (ЭВ) производится так же, как в предыдущих примерах этой главы.

8. Рассчитываются токи срабатывания максимальных токовых защит с пуском по напряжению. На стороне НН только по формуле (1-1) при kсзп = 1 Iс.з.нн = 1,2*1150/0,8 =

1725 А. На стороне ВН Іс.з.вн = 1,3 (1725 + 1150) • 6,3/115 = 205 А, где kн.с = 1,3, берется из табл. 1-4. Ток срабатывания реле Iс.р = 205 • 1,73/60 =5,9 А. Коэффициент чувствительности 10,3/5,9 = 1,75. где Iр.мин = 10,3 А — п. 2 этого примера.

В ряде случаев может потребоваться больший ток срабатывания защиты на стороне НН для выполнения условия (1-4) согласования с защитами предыдущих элементов 6 (10) кв. Это вызовет увеличение тока срабатывания защиты на стороне ВН и, может быть, недопустимое снижение ее чувствительности. Однако Iс.з.вн можно не увеличивать, если пусковые органы напряжения этих защит выполнить тремя реле напряжения (рис. 2-11, б), а рабочие уставки выбрать в соответствии с § 2-3.

22 Октябрь, 2014              18877              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)

Вверх страницы