ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus
Релейная защита воздушных линий 110-220 кВ типа ЭПЗ-1636 [25] Расчет уставок устройств релейной защиты [24] ДИСТАНЦИОННАЯ ЗАЩИТА [18] Максимальная токовая защита [14] Проверка релейной защиты [13] Дифференциальная защита линий [12] Защита синхронных генераторов [12] Измерительные трансформаторы [10] Принципы построения измерительных и логических органов релейной защиты на полупроводниковой и интегральной базе [10] Токовая направленная защита [9] Защита электродвигателей [9] Реле [9] Защита от однофазных замыканий на землю в сети с изолированной нейтралью [8] Правила выполнения схем РЗА [8] Проверка защиты первичным током нагрузки и рабочим напряжением [8] Высокочастотные защиты [7] Защита воздушных и кабельных линий электропередачи [7] Защита трансформаторов и автотрансформаторов [7] Защита предохранителями и автоматическими выключателями [7] Защита от коротких замыканий на землю в сети с глухозаземленной нейтралью [6] Векторные диаграммы. Короткие замыкания в электрических системах [6] Действие релейной защиты при качаниях [6] Аппаратура для проверки релейной защиты [5] Защита шин [3] Особенности защиты линий и трансформаторов, подключенных к линиям без выключателей на стороне высшего напряжения [3] Оперативный ток [3] Общие сведения [3] Управление выключателями [2]

15-11. Особенности проверки электрических характеристик схем защиты на переменном оперативном токе

а) Схема защиты с дешунтированием токовых цепей

В защитах с дешунтированием токовых цепей источником оперативного тока являются трансформаторы тока. Поэтому необходимо проверить, что ток срабатывания промежуточных реле, реле времени, электромагнитов отключения меньше тока срабатывания пусковых токовых реле. На основании опыта эксплуатации принимают, что ток срабатывания промежуточных реле и реле времени должен быть не более 80—90% тока срабатывания пусковых реле, а ток срабатывания электромагнитов отключения не более 70—80% тока срабатывания пусковых реле [Л.90].

Проверка отключающих катушек производится точно так же, как и в схемах с постоянным оперативным током. Дополнительно при новом включении проверяется зависимость сопротивления катушки от проходящего по ней тока при поднятом и опущенном сердечнике. Эти данные необходимы для определения нагрузки на трансформаторы тока.

Электрические характеристики отключающей катушки: ток срабатывания и сопротивление определяются по схеме на рис. 15-31. Использование реостата сопротивлением 40—50 Ом при напряжении питания 220 В обеспечивает ток хорошей синусоидальной формы. Величина тока в процессе срабатывания отключающей катушки практически не изменяется, так как сопротивление реостата значительно превышает сопротивление катушки, которое изменяется при втягивании сердечника. Во время определения сопротивления катушки при опущенном сердечнике его следует удерживать рукой в нижнем положении. Использовать для проверки отключающей катушки схему с регулировочным автотрансформатором не следует.

Для измерения напряжения в схеме на рис. 15-31 используется вольтметр электромагнитной системы.

Реле ИТ-85, ИТ-86 (РТ-85, РТ-86), работающие в схемах с дешунтированием токовых цепей, настраиваются и проверяются так же, как и аналогичные реле в схемах с постоянным оперативным током. Дополнительно по схеме на рис. 15-32 при максимальном токе короткого замыкания, который может проходить по рассматриваемому реле, проверяется работа контактов, дешунтирующих отключающую катушку.

Реле должно четко без сваривания контактов дешунтиро-вать отключающую катушку. Проверка работы контактов производится при снятой крышке реле с перерывом в 2— 3 мин. после каждого опыта для остывания контактов. После окончания проверки нужно осмотреть . контакты и при необходимости их зачистить. Рекомендуется в процессе эксплуатации проводить дополнительные проверки состояния контактов реле после пяти — десяти срабатываний защиты.

Промежуточные реле РП-341 и РП-321. Поскольку эти реле имеют насыщающиеся трансформаторы тока, проверка их электрических характеристик должна производиться током, имеющим правильную синусоидальную форму кривой. Ток срабатывания реле проверяется при подаче тока через реостат в первичную обмотку насыщающегося трансформатора. По схеме на рис. 15-33 снимается характеристика U_ = f (I) до максимального тока короткого замыкания. Эта характеристика, примерный вид которой показан на рис. 15-34, позволяет при плановых проверках определить наличие поврежденных элементов в реле. Для измерения напряжения в схеме проверки используется магнитоэлектрический вольтметр с высоким внутренним сопротивлением порядка 1 кОм на 1 В. Контакты реле РП-341 проверяются по той же схеме, что и реле ИТ-85.

Реле времени РВМ. При новом включении для каждого из двух промежуточных насыщающихся трансформаторов, встроенных в реле, проверяется поочередно при замыкании перемычек 9—11 и 11—13 ток втягивания и возврата ротора двигателя, ток начала срабатывания и ток возврата контактной системы. Коэффициенты возврата, определенные при этом, должны составлять 0,5—0,75 для ротора двигателя и около 0,9 для контактной системы. По схеме, показанной на рис. 15-35, снимается зависимость

U2 = f (I) характеризующая исправность электрической схемы реле. Эта характеристика реле снимается поочередно для каждого насыщающегося трансформатора T1 и Т2. Вольтметр при этом поочередно подключается между общей точкой трансформаторов T1 и Т2 и зажимами 13 и 9, как показано на рис. 15-35.

При плановых проверках определяются токи срабатывания и возврата реле времени. Выдержка времени, как правило, измеряется в полной схеме защиты на контактах выходных промежуточных реле.

б) Проверка реле и отключающих катушек, питающихся от цепей напряжения переменного тока

Отключающие катушки, промежуточные реле и реле времени, питающиеся от цепей переменного напряжения, проверяются так же, как и аналогичные устройства в схемах с постоянным оперативным током. Напряжения срабатывания отключающей катушки и реле переменного тока определяются при питании от источника переменного напряжения через мощный потенциометр, имеющий сопротивление в 10—20 раз меньше сопротивления проверяемой катушки, или через автотрансформатор. Напряжение срабатывания отключающей катушки, определяемое при плавном увеличении напряжения, должно быть порядка 65% номинального; напряжение срабатывания промежуточных реле порядка 80% номинального.

в) Проверка схем с блоками питания

Реле и отключающие катушки, используемые в схемах защиты с блоками питания, проверяются так же, как и соответствующая аппаратура в схемах с постоянным оперативным током. Проверку аппаратуры постоянного тока следует производить от какой-либо выпрямительной установки, так как блоки питания не рассчитаны на длительную работу.

Для обеспечения надежного действия защиты напряжение срабатывания отключающих катушек должно быть не выше 65% номинального, а промежуточных реле и реле времени — не выше 70% номинального. Проверка электрических характеристик блоков питания производится в следующем объеме.

Блоки напряжения. На выход блока подключается сопротивление, соответствующее его номинальной нагрузке (рис. 15-36). При подаче на вход блока нормального напряжения питания измеряются напряжения на выходе и входе при разных отпайках промежуточного трансформатора и проверяется соответствие результатов измерений данным каталога. По схеме на рис. 15-37 проверяется работа блоков питания в режиме двухфазного короткого замыкания. На вход подается при этом минимально возможное эксплуатационное напряжение, определенное расчетным путем:

где U исп — испытательное напряжение, подаваемое по схеме имитации двухфазного короткого замыкания (рис. 15-37); Uмин — минимальное междуфазное эксплуатационное напряжение; nH — коэффициент трансформации трансформатора напряжения, к которому подключен блок питания.

На выходе блока подключается сопротивление R, соответствующее максимально возможной нагрузке в аварийном режиме, когда к блоку питания оказывается подключенным ' наибольшее количество реле и отключающих катушек.

В режиме работы блоков по схеме на рис. 15-37 подбирают отпайку, обеспечивающую напряжение на нагрузке не менее 80% номинального значения для релейной аппаратуры, подключенной к блоку питания. После того как отпайка подобрана, проверяют работу блоков при имитации двухфазного к. з. на других фазах. Затем отключается нагрузочное сопротивление, подключаются цепи защиты и проверяется надежность работы всей аппаратуры в режиме двухфазного к. з. при напряжении на входе блока 0,87 Uмин, При этом выбирается наиболее тяжелый, но реальный аварийный режим, при котором к блоку питания подключена наибольшая нагрузка (промежуточные реле, реле времени, указательные реле и отключающие катушки) [Л. 53].

Проверяется также работа аппаратуры, подключенной к блоку питания, в нормальном режиме при подаче на вход блоков максимально возможного рабочего напряжения. При этом напряжение на релейной аппаратуре, как правило, превышает номинальное значение. Для реле, которые подключаются к блокам питания кратковременно, при коротких замыканиях это напряжение не представляет опасности. На реле же, постоянно находящихся под напряжением, оно не должно длительно превышать 110% номинального. Поэтому на всех реле, по которым нормально проходит оперативный ток, измеряется напряжение, и, если оно превышает 110% номинального, последовательно с обмотками реле включаются специально подобранные дополнительные сопротивления, обеспечивающие их термическую устойчивость.

Токовые блоки. Основное назначение проверки токовых блоков питания состоит в определении максимального первичного тока I1 при котором происходит резкое нарастание напряжения на выходе блока до примерно постоянной величины. Для этого необходимо снять зависимость выпрямленного напряжения от первичного тока на входе U= = f(I1) и по ней определить ток, соответствующий насыщению характеристики. Обычно эта зависимость определяется в два этапа. Сначала по схеме на рис. 15-38 снимается характеристика U= =f(I2), а затем при подаче тока в первичную цепь определяется зависимость вторичного тока от первичного. Обе характеристики снимаются для двух режимов работы токового блока: в режиме холостого хода и в режиме максимальной нагрузки.

После снятия этих двух характеристик строится зависимость U= = f(I1), по которой определяется I1мин„, соответствующий появлению на выходе блока номинального напряжения. Величина этого тока должна быть меньше тока срабатывания пусковых реле защиты. При этом следует учитывать схему включения блока питания и токовых реле:

где — соответственно коэффициенты схемы включения реле и токовых блоков питания. В случае, если по реле или блоку питания проходит ток одной фазы если же по реле или блоку проходит разность токов двух фаз, то при трехфазном коротком замыкании а при двухфазном к.з.

Одновременно со снятием характеристики U= =f(I2) измеряется напряжение U2, определяется сопротивление z2= U2/I2 и строится характеристика z2= = f(I2), необходимая для проверки нагрузки на трансформаторы тока.

г) Схемы с предварительно заряженными конденсаторами

Кроме проверок, общих для разных схем защиты, работающих на постоянном или переменном оперативном токе, в данном случае проверяются зарядное устройство, исправность конденсаторов и надежность действия отдельных элементов схемы при их разряде [Л. 54].

Проверка УЗ-400. Устанавливаются перемычки на секциях первичной обмотки промежуточного трансформатора и реле РН, соответствующие напряжению питания. Затем при подаче на вход УЗ-400 среднего нормального напряжения Uп.н, величина которого определяется расчетом, подбирается отпайка на вторичной обмотке трансформатора, при которой напряжение на ней составит 280—290 В, а на конденсаторах С1 и С2 380—400 В (рис. 15-39). Для измерения напряжения следует использовать вольтметр с высоким внутренним сопротивлением, не меньше 1 кОм на 1 В.

Настраивается минимальное реле напряжения, на котором обычно принимается Ucp = 0,7Uп.н„. Настраивается поляризованное реле ПР, напряжение срабатывания которого, измеренное на зажимах заряжаемых конденсаторов, должно быть около 60 В, а напряжение возврата порядка 220 В. После настройки поляризованного реле проверяется работа его при разных повреждениях элементов схемы: закорачиванием выпрямителей Д1 и Д2 имитируется их пробой, закорачиванием выходной цепи после защитного сопротивления R имитируется короткое замыкание в конденсаторах (закорачивать сами конденсаторы не следует из-за опасности пробоя разделительных диодов). Во всех случаях повреждений поляризованное реле должно четко срабатывать.

Испытание аппаратуры, питающейся от УЗ-400, производится в следующем объеме.

У разделительных выпрямителей мостиком измеряется прямое и обратное сопротивления.

Реле постоянного тока и отключающие катушки проверяются от какого-либо двухполупериодного выпрямительного устройства достаточной мощности, так же как в схемах защиты на постоянном оперативном токе.

Для каждого реле и отключающей катушки определяется емкость срабатывания Сср — минимальная величина емкости конденсаторов, обеспечивающая надежное срабатывание при напряжении на входе УЗ-400, равном 75% нормального напряжения питания. Проверка ведется с помощью специального магазина емкостей, который подключается к проверяемому реле. В схеме магазина емкостей, приведенной на рис. 15-40, с помощью переключателей можно набрать емкость любой величины от 0,25 до 127,25 мкФ ступенями через 0,25 мкФ. Сопротивление R служит для разряда конденсаторов.

Магазин емкостей заряжается от УЗ-400 при пониженном до 75% напряжении питания. Затем УЗ-400 отключается, а магазин подключается к проверяемому реле. Подбором емкостей определяется Сср. Действительная емкость конденсаторов, питающая проверяемое реле, должна превышать Сср в 1,5—2 раза.

При отсутствии магазина емкостей надежность срабатывания реле и отключающих катушек определяется по минимальному напряжению на входе УЗ-400, обеспечивающему срабатывание проверяемых аппаратов. Для этого конденсаторы заряжаются при включении на УЗ-400 пониженного напряжения. Затем питание УЗ-400 отключается, а конденсаторы подключаются к соответствующему реле. Так определяется минимальное напряжение питания УЗ-400, при котором заряд конденсаторов оказывается достаточным для срабатывания соответствующего реле и отключающей катушки. Напряжение срабатывания каждого реле, определенное вышеуказанным способом, не должно превышать половины нормального напряжения питания:

После проверки отдельных элементов полностью восстанавливается схема зарядного устройства и на вход УЗ-400 подается напряжение, равное 0,5 Uп.н, и проверяется взаимодействие реле в схеме. При плановой проверке достаточно проверить надежность взаимодействия реле в схеме при напряжении питания 0,5 Uп.н.

Для того чтобы во время проверки схемы при пониженном напряжении реле РН не выводило устройство из работы, его следует заклинить в сработанном положении.

При всех работах с УЗ-400 нужно соблюдать следующие основные правила:

1. Все операции следует проводить с соблюдением необходимых мер предосторожности, так как заряженный до 400 В конденсатор представляет опасность для обслуживающего персонала. После окончания работ необходимо разрядить все конденсаторы. Разряд конденсаторов следует производить через специальное разрядное сопротивление порядка 3—5 кОм, мощностью не менее 10 Вт. Выводы разрядного сопротивления должны иметь изолированные рукоятки.

2. После каждого испытания необходимо разряжать . конденсаторы, чтобы остаточный заряд не искажал результаты измерений.

13 Июнь, 2009              10670              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы