ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

РБМ 275 и 276 - Реле направления мощности

 

 

1. Технические характеристики реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

Реле мощности предназначены для работы в качестве органов, контролирующих величину активной (РБМ 275) или реактивной (РБМ 276) мощности одной фазы сети переменного тока.

Реле состоят из следующих основных элементов: индукционной системы, автотрансформатора напряжения, конденсатора и дросселя с регулируемым воздушным зазором, включенных в цепь напряжения (реле РБМ 275), набора конденсаторов, активных (нерегулируемого и регулируемого) резисторов (реле РБМ 276).

Реле выполнены на четырехполюсной индукционной системе с цилиндрическим ротором, состоящей из внешнего стального магнитопровода с четырьмя полюсами, внутреннего цилиндрического стального сердечника, предназначенного для уменьшения магнитного сопротивления и цилиндрического алюминиевого ротора, вращающегося между внутренним сердечником и полюсами. Для создания вращающего момента обмотки реле расположены таким образом, что получаются два магнитных потока, сдвинутые в пространстве на угол 90 и по фазе на угол ФИ.

На ярме магнитопровода реле расположены четыре последовательно соединенные катушки напряжения, на полюсах – две последовательно соединенные катушки тока.

Реле выпускаются двух модификаций: РБМ 275/1 и 276/1 (Iн = 5 а) и РБМ 275/2 и 276/2 (Iн=1 а) на номинальное напряжение 100 в и частоту 50 гц.

Угол максимальной чувствительности реле РБМ 275 составляет 0 +-5°.

Угол максимальной чувствительности реле РБМ 276 можно изменять ступенями через 5° от 75° до 105° с допускаемым отклонением +-2° – ток опережает напряжение.

Зона работы реле по углу составляет не менее 170° при номинальных значениях напряжения (n = N= 100%) и тока.

Мощность срабатывания реле при φр = φмч и изменении напряжения от 20 до 100 в приведена в табл. 1.

Таблица 1

Мощность срабатывания реле

Тип

Iн, А

Напряжение (зажимы 7-8), В

Пределы регулирования мощности срабатывания, ВА

φмч., град

РБМ 275/1

5

100/v3

(10-500) +-10%

0 +-5

РБМ 276/1

90 +-2

РБМ 275/2

1

100/v3

(2-500) +-10%

0 +-5

РБМ 276/2

90 +-2

Следует иметь в виду, что:

1. При переходе на другие значения φмч мощность срабатывания реле типа РБМ 276 вследствие изменения сопротивления контура напряжения увеличивается до 115% мощности срабатывания при φмч = 90° +-2°. При отличающихся от 90° +-2° значениях φмч можно подрегулировать мощность срабатывания реле изменением натяжения   спиральной   пружины.   Угол   закручивания   пружины примерно 150–200°.

2. При увеличении частоты до 51 и 53 гц мощность срабатывания реле уменьшается соответственно на 4 и 10%, а при уменьшении частоты до 49 и 47 гц  увеличивается  соответственно   на 4 и 10%.

3. При снижении температуры окружающего воздуха от 20 до 10 и 5° С  мощность срабатывания  уменьшается  примерно на 7 и 11 % соответственно, а при повышении температуры от 20 до 35 и 40° С она увеличивается примерно на 10 и 13% соответственно.

4. Минимальная мощность срабатывания реле может быть уменьшена до 6 ва при Iн = 5 а и до 1,2 ва при Iн = 1 а при включении автотрансформатора напряжения, как повышающего (N/n = 60/100), при этом напряжение, снимаемое с ответвления n, не должно превышать 100 в.

5. Разброс по мощности срабатывания на каждой уставке при одних и тех же условиях не превышает 5%

Реле рассчитаны для работы в диапазоне токов от 0,02 Iн до 1,73 Iн.

Потребляемая мощность: токовых цепей реле при Iр = Iн не превышает 5 ва, цепей напряжения при Up = Uн (n = N =100%, напряжение подается на зажимы 7 и 8 клеммных колодок и снимается с ответвления 100%) не превышает 25 ва для реле РБМ 275 и 30 ва Для реле РБМ 276.

Коэффициент возврата реле не менее 0,85 и может быть искусственно увеличен включением внешнего сопротивления между зажимами 16 и 18 вместо перемычки.

Время срабатывания реле приведено в табл. 2.

Таблица 2

Время срабатывания реле

Тип

φмч., град

Напряжение (зажимы 7-8), В

Ответвление обмотки, с которой напряжение, %

Время действия реле при кратности Рр/Рср, сек

1,15

1,5

РБМ 275

0 +-5

100/v3

100

=< 0,1

=< 0,7

РБМ 275

0 +-90

100/v3

100

=< 0,1

=< 0,7

Реле длительно термически устойчивы при 1,1 Uн (при n = N =  от 60 до 100%) и 1,1 Iн.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы приведены в табл. 3.

Таблица 3.

Обмоточные данные реле и параметры элементов схемы

Название

Тип

Количество катушек в реле

Число витков в катушке

Марка и диаметр провода по меди, мм

Полное сопротивление обмотки, Ом

Угол полного сопротивления, град

Обмотка тока (на полюсах магнитопровода)

РБМ 275/1

2

20

ПСД 1,68

0,16

~65

РБМ 276/1

РБМ 275/2

2

100

ПЭВ-2 0,93

РБМ 276/2

Обмотка напряжения (на ярме магнитопровода)

РБМ 275/1

4

720

ПЭВ-2 0,41

300

~65

РБМ 276/1

РБМ 275/2

4

1155

ПЭВ-2 0,31

730

~65

РБМ 276/2

Обмотка автотрансформатора

РБМ 275/1

1

1200

ПЭВ-2 0,44

РБМ 276/1

РБМ 275/2

РБМ 276/2

Обмотка дроселя

РБМ 275/1

1

1500

ПЭВ-2 0,31

280/390*

80/81*

РБМ 276/1

РБМ 275/2

РБМ 276/2

Конденсатор (С)

РБМ 275

МБГЧ-1-2Б 10 мкф, 250В

Конденсатор (С1)

 

МБГЧ-1-2А 0,5 мкф, 250В

Конденсатор (С2)

 

МБГЧ-1-2А 3х1 мкф, 250В

Конденсатор (С3)

 

МБГЧ-1-2А 1 мкф, 250В

Резистор (R1)

 

ПЭВ-15 1500 Ом

Резистор (R2)

 

Регулируемый 0-2600 Ом

* - в числителе параметры даны при максимально выведеном шунте. В знаменателе параметры даны при максимально выведенном шунте

Контактная система реле состоит из 1з и 1р контактов, разрывная мощность которых составляет при напряжении до 220 в и токе до 2 а 50 вт в цепи постоянного тока с индуктивной нагрузкой.

Реле обеспечивают 10 тыс. срабатываний при Рр = 1,5 Рср.

Обмотка автотрансформатора напряжения имеет ответвления, выведенные на колодки, у гнезд которых цифры соответствуют числу витков ответвления, выраженному в процентах от общего числа витков.

Наличие ответвлений обмотки автотрансформатора позволяет регулировать уставку на мощность срабатывания реле.

Включение ответвлений автотрансформатора определяется соотношением:

N/n = P/2Iн ,

где N – ответвление обмотки автотрансформатора в % от полного числа витков обмотки, к которой подводится напряжение сети (Uр);
n - то же, но с которой снимается напряжение; значение n определяется суммой цифр, набитых на пластинках 1 и 11 у гнезд, в которые ввинчиваются штепсельные винты;
Р– уставка реле на мощность срабатывания:

P = Up / Iр

Для более плавной регулировки уставок на мощность срабатывания при больших значениях уставок на сборке зажимов колодки цоколя дополнительно выведены ответвления 80, 70, 60, 0, 1, 3, 5, 7, 9 автотрансформатора.

По условиям термической устойчивости автотрансформатора напряжение, подводимое к реле, должно подаваться на ответвление, не меньше 60%.

На каждой пластинке (I и II) допускается установка только одного штепсельного винта.

При необходимости допускается подрегулировка мощности срабатывания изменением натяжения спиральной пружины.

Получение необходимого значения угла максимальной чувствительности в реле типа РБМ 276 производится включением конденсаторов и резисторов согласно табл. 4 и установкой движка реостата против риски на соответствующей данному значению угла максимальной чувствительности линии шкалы.

Таблица 1

Изменение угла максимальной чувствительности φмч

φмч, град

Включенные резисторы и конденсаторы

75

С1

С2

С3

R1

80

С2

С3

R1

85

С2

С3

R1

90

С2

С3

95

С1

С2

100

С1

С2

105

С1

С2

 

 

РБМ-275.

Схема внутренних соединений

   

РБМ-276.

Схема внутренних соединений

   
Основные размеры
   

Разметка отверствий

>> 2. Описание, проверка и наладка реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

>> 3. Нормы времени и объем при техническом обслуживании реле мощности PCM-13, РМП-272, PM-11(12), ИМБ-171(177, 178), PБM-171(177, 178), РБМ-271, РБМ-277(278), РБМ-273 - РБМ-276

[pagenext]

2. Описание, проверка и наладка реле направления активной мощности РБМ-275

Реле активной мощности РБМ-275 предназначено для использования в качестве органа, контролирующего активную мощность одной фазы сети переменного тока. Реле имеет регулировку мощности срабатывания; с этой целью напряжение на контур обмотки ярма подается через автотрансформатор со ступенчатой регулировкой коэффициента трансформации. Контур обмотки ярма состоит из параллельно соединенных обмотки ярма и конденсатора, последовательно с которыми включен дроссель с регулируемой индуктивностью.

   Схема внутренних соединений реле РБМ-275.

Векторная диаграмма контура обмотки ярма реле РБМ-275.

Регулировка индуктивности производится магнитным шунтом в зазоре дросселя. Схема внутренних соединений реле приведена на рис. векторная диаграмма токов и напряжений в контуре ярма — на рис.
Рассмотрение векторной диаграммы удобнее начинать с тока Iя, проходящего по обмотке ярма. Падение напряжения на активном сопротивлении обмотки Iяrя совпадает по фазе с током через обмотку, а падение напряжения на индуктивном сопротивлении обмотки Iяхя опережает его на 90°. Их геометрическая сумма равна напряжению на обмотке ярма и напряжению Uс на конденсаторе. Ток через конденсатор Iс опережает напряжение на нем на 90°. Ток в неразветвленной части цепи обмотки ярма равен геометрической сумме токов через конденсатор и обмотку. Напряжение на дросселе равно геометрической сумме падений напряжений на активном и индуктивном сопротивлениях дросселя Iк.я rдр и Iк.я xдр составляющих с током Iк.я соответственно углы 0 и 90°. Напряжение на контуре ярма равно сумме напряжений на обмотке дросселя и конденсаторе или обмотке ярма. Это напряжение равно также произведению напряжения Uр, подаваемого на реле, на коэффициент трансформации автотрансформатора kн. При выполнении условия

такое построение контура обмотки ярма позволяет получить угол 90° между током в обмотке ярма и напряжением на контуре ярма. В этом случае, а уравнение момента на подвижной системе реле из будет иметь вид:

что соответствует реле активной мощности.

Обмотка автотрансформатора напряжения имеет отпайки, выведенные на плату с 22 контактными гнездами для подключения двух проводов с наконечниками. Число вторичных витков автотрансформатора, подключенных к контуру обмотки ярма, выраженное в процентах от общего числа витков обмотки, определяется суммой цифр N у использованных гнезд; регулировка числа витков может производиться с точностью до 1%. Часть отпаек выведена на зажимы цоколя реле, вследствие чего число первичных витков п может регулироваться в пределах 60—100% общего числа витков обмотки. Реле калибруется при полностью включенной как с первичной стороны, так и со вторичной обмотке автотрансформатора при фм.ч и Iном таким образом, чтобы мощность срабатывания была равна 2Iном Вт. Это условие позволяет достаточно просто определять необходимое соотношение первичных и вторичных витков автотрансформатора из уравнения

где P*сраб — требуемая активная мощность срабатывания, Вт.
Реле имеет замыкающий и размыкающий контакты, устройство которых аналогично устройству контактов реле РБМ-271. Для удобства регулировки и замены индукционный элемент установлен на штепсельном разъеме.

 

2. Описание, проверка и наладка реле направления реактивной мощности РБМ-276

Реле реактивной мощности РБМ-276 предназначено для использования в качестве органа, контролирующего реактивную мощность одной фазы сети переменного тока. Реле имеет регулировку значения мощности срабатывания с помощью автотрансформатора напряжения, аналогичную регулировке реле РБМ-275. Момент на подвижной системе реле реактивной мощности определяется уравнением

Для обеспечения такой зависимости фм.ч. должен быть равен 90°, т.е. ток в обмотке реле ярма должен совпадать с напряжением, подаваемым на реле. С этой целью последовательно с обмоткой
ярма включен конденсатор, компенсирующий индуктивную составляющую сопротивления обмотки. Так как в некоторых случаях требуются реле с 90°, то в контур введены добавочные резисторы R1, а емкость конденсатора можно изменять перестановкой накладок на щитке реле. Регулируемый резистор имеет шкалу, где цветной эмалью нанесены точки, каждая из которых соответствует определенному фм.ч. Схема внутренних соединений приведена на рис. , векторная диаграмма то-ков и напряжений в контуре ярма — на рис.

 

Схема внутренних соединений реле РБМ-276.

 

Векторная диаграмма контура обмотки ярма реле РБМ-276

 

Рассмотрение векторной диаграммы удобнее начинать с тока Iя, проходящего через обмотку ярма и ее контур. Ток в контуре обмотки разделяется на две составляющие, одна из которых Iс проходит через конденсатор, а другая IR—через шунтирующий резистор R'1. Напряжение на конденсаторе Uc отстает от тока Iя на угол совпадает по фазе с током IR и отстает на 90° от тока Iс. Ток через шунтирующий резистор совпадает по фазе с напряжением на конденсаторе, ток через конденсатор опережает напряжение на нем на 90°. Падение напряжения на активной составляющей сопротивления обмотки ярма и R"1 совпадает по фазе с током Iя, падение напряжения на индуктивной составляющей опережает последний на 90°. Геометрическая сумма их равна напряжению на обмотке ярма. Геометрическая сумма напряжений на обмотке ярма и конденсаторе равна напряжению kнUp, подаваемому на контур обмотки, и составляет с током через обмотку угол (на диаграмме равный нулю).
Выбор коэффициента трансформации автотрансформатора напряжения для получения необходимой мощности срабатывания при фм.ч. производится так же, как у реле РБМ-275. При 90° вследствие изменения сопротивления контура обмотки ярма мощность срабатывания несколько увеличится. При необходимости это изменение можно компенсировать уменьшением угла закручивания противодействующей пружины.

 

Проверка и регулировка реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

 

Схема проверки реле РБМ-275 и РБМ-276.

Проверка электрических параметров и их корректировка производятся по схеме, приведенной на рис., в следующем порядке:
при номинальном токе, напряжении на зажимах 7 — 5, равном
100/ В, и n = N = 100% по фазометру определяется фм.ч (как у реле РБМ-171). Угол корректируется магнитным шунтом в зазоре дросселя;
при тех же токе и напряжении и при фм.ч снижают ток до нуля, а затем при плавном увеличении - тока определяют мощность, при которой происходит срабатывание реле. Регулировка производится изменением угла закручивания противодействующей пружины. Угол закручивания пружины около 200°;
коэффициент возврата проверяется так же, как у реле РБМ-171;
время срабатывания проверяется при напряжении на зажимах 7—8, равном 100/ В (n = N = 100%), токе, равном 1,15-1,5Iсраб и угле между ними, равном фм.ч. Время срабатывания зависит в основном от расстояния между контактами.
При значительных отклонениях параметров срабатывания от нормы следует проверить отсутствие у реле самоходов от тока и напряжения при незатянутой противодействующей пружине. Самоход от тока проверяется при закороченном контуре обмотки ярма (n = N = 100%) и токах 0-2Iном. Самоход от напряжения проверяется при разомкнутой токовой цепи и напряжении 0—100 В (n = N = 100%). Самоход можно считать допустимым, если он компенсируется закручиванием противодействующей пружины на угол не более 15°. Включение реле при токе 10Iном и напряжении 100 В (n = N = 100%) не должно приводить к изменению межконтактного зазора или застреванию контактов.

>> 1. Технические характеристики реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

>> 3. Нормы времени и объем при техническом обслуживании реле мощности PCM-13, РМП-272, PM-11(12), ИМБ-171(177, 178), PБM-171(177, 178), РБМ-271, РБМ-277(278), РБМ-273 - РБМ-276

[pagenext]

 3. Нормы времени при техническом обслуживании реле мощности PCM-13, РМП-272, PM-11(12), ИМБ-171(177, 178), PБM-171(177, 178), РБМ-271, РБМ-277(278), РБМ-273 - РБМ-276

Исполнитель: электромонтер 6 разряда - 1 чел.

Норма времени на одно реле

 

 

Тип реле

Вид технического обслуживания

 

Н

В

К1

К

2.19.1.

PCM-13

2,1

1,7

1,7

0,8

2.19.2.

РМП-272

3,0

2,0

2,0

-

2.19.3.

PM-11(12)

4,5

3,3

3,3

-

2.19.4.

ИМБ-171(177, 178), PБM-171(177, 178)

6,1

4,4

4,4

-

2.19.5.

РБМ-271, РБМ-277(278)

7,3

5,3

5,3

-

2.19.6.

РБМ-273РБМ-276

8,4

6,3

6,3

-

 

Объем работ при техническом обслуживании реле ИМБ-171, ИМБ-177, ИМБ-178, РБМ-171, РБМ-177, РБМ-178, РБМ-271, РБМ-275, РБН-276, РБМ-277, РБМ-278:

Н,К1,В а) проверка регулировки механической части и состояния контактных поверхностей;

Н,В б) проверка отсутствия самохода по току при закороченной обмотке напряжения. Проверка отсутствия самохода по напряжению при разомкнутой токовой обмотке;

Н,К1,В в) определение угла максимальной чувствительности;

Н, В г) проверка мощности срабатывания при угле максимальной чувствительности и токе, равном номинальному значению; для реле РБМ-271, РБМ-275, РБМ-276, РБМ-277,РБМ-278 проверка производится при работе реле в обе стороны;

Н,К1,В д) проверка поведения реле при сбросе обратной мощности от десятикратной мощности срабатывания до максимально возможной обратной мощности при внешнем КЗ; для реле РБМ-271, РБМ-275, РБМ-276, РБМ-277, РБМ-278 проверка производится при работе в обе стороны;

Н,К1,В е) проверка надежности работы контактов при подведении к реле мощности от 1,2 мощности срабатывания до максимальной мощности, возможной при КЗ и угле максимальной чувствительности.

 

>> 1. Технические характеристики реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

>> 2. Описание, проверка и наладка реле направления активной РБМ-275 и реактивной мощности РБМ-276

19 Март, 2008              14128              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы