ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Явился на свет первый в мире ночной "cолнечный" самолёт

Явился на свет первый в мире ночной "cолнечный" самолёт

Представлен публике готовый аппарат, подобного которому ещё не знала история авиации. HB-SIA (Solar Impulse Alpha) — первый в мире пилотируемый самолёт на солнечной энергии, способный оставаться в воздухе и ночью.

Окончательная цель проекта — первый пилотируемый полёт вокруг земного шара исключительно на солнечной энергии.

Длина самолёта равна 21,85 метра, высота — 6,4 м. Размах крыльев достигает 63,4 метра. И это при облике, как у планера.

Кругосветки на самолётах были, в том числе и беспосадочные, пишет membrana.ru. Но — на горючем. Да, существуют самолёты, способные поднять в небо пилота только за счёт одной энергии солнечных батарей, размещённых на крыльях. Но они не способны провести в полёте целую ночь. Наконец, существуют солнечные самолёты, способные без посадки лететь в течение дня, следующей ночи и опять дня. Но это — беспилотные машины. Теперь все это соединилось в одном аппарате.

Пусть в полдень на каждый квадратный метр земной поверхности Солнце обрушивает поток мощностью в 1 киловатт. Но в среднем за сутки эта мощность составляет только 250 ватт на квадратный метр.

С учётом площади крыльев (порядка 200 квадратов) КПД солнечных батарей и всяческих преобразователей в 12% получается, что средняя суточная мощность, доступная беспосадочному аппарату, — всего 6 киловатт, как у самолёта братьев Райт. Правда, тот полагался на топливо и весил всего ничего, а новой машине нужно нести с собой немало аккумуляторов для ночного полёта.

Только набор невероятных "диспропорций" (минимальный вес при гигантском размахе крыльев, тонкий баланс между управляемостью и устойчивостью, и всё это — при сохранении приемлемой прочности) может позволить человеку летать на солнечном свете. И швейцарцам удалось создать такой аппарат.
Solar Impulse был официально представлен 26 июня, командой, ведомой своим бессменным лидером, знаменитым путешественником Бертраном Пиккаром (Bertrand Piccard). Презентация прошла на аэродроме Дюбендорф близ Цюриха.

При размахе крыльев почти в 65 метров (как у большого аэробуса) HB-SIA весит всего 1,6 тонны, за что нужно благодарить углеродные композиты. В частности, углеродные панели машины достаточно прочны, чтобы противостоять воздушной стихии, при этом толщина их составляет десятые доли миллиметра.

На крыльях махины расположились 10 748 солнечных ячеек, и ещё 880 таких же фотоэлектрических преобразователей заняли поверхность горизонтального оперения. Эти ячейки состоят из монокристаллического кремния толщиной всего 130 микрометров. Они являются частью самого крыла и способны гнуться в полёте вместе с ним.

Ночной полёт этой машине обеспечивают литиево-полимерные аккумуляторы суммарным весом 400 килограммов.

Взлётная скорость солнечного самолёта составляет всего 35 километров в час, а крейсерская — 70 км/ч. Потолок равен 8,5 км.

HB-SIA ещё предстоит впервые оторваться от земли (что намечено на нынешнее лето). Затем последует серия испытаний (осень) и, наконец, первый пилотируемый "солнечный" полёт в режиме день-ночь-день, то есть — первый в мире полёт человека без посадки длительностью 36 часов только на энергии света. Это произойдёт, вероятно, уже в 2010-м.

Но вокруг планеты эта машина не полетит. Опробованные на ней решения команда Пиккара намерена применить на втором Solar Impulse — HB-SIB, который должны построить в 2011-м. Он будет заметно крупнее и мощнее, с герметичной кабиной (у HB-SIA она негерметична) и лучшей авионикой, чем первый собрат.

Вот на нём сам Пиккар и намерен в 2012-м впервые перелететь Атлантику на энергии света, а чуть позже — обогнуть Землю.

Беспосадочный перелёт на протяжении нескольких дней потребует от Solar Impulse умения "выжимать" последние крохи энергии из лучиков заходящего солнца, чтобы дождаться рассвета, не упав на землю от "голода".

Увы, кругосветка не получится беспосадочной. Технически Solar Impulse смог бы летать без остановки хоть месяцами, но всё упирается в физические возможности пилота.

Средняя скорость в таком длительном рейсе (не забываем про ночную фазу, проходящую на аккумуляторах, накопивших энергию за предшествующий день) составит 46 км/ч, поясняет Бертран, а значит, вокруг земного шара удалось бы пролететь за 20-25 дней.

Между тем максимум для человека, не покидающего кабину и работающего почти без сна, это 5 дней. Погода и автопилот позволят спать от 15 минут до 2 часов в сутки, поясняют авторы проекта.

На деле ради большей безопасности, скорее всего, будут использоваться четырёхдневные отрезки. Так что солнечную кругосветку придётся выполнять за несколько больших "прыжков", говорят швейцарцы. Кругосветка эта будет тяготеть к экватору, но большая часть пути пройдёт в Северном полушарии.

"Реальный успех Solar Impulse будет достигнут, когда миллионы людей присоединятся к подобным проектам. Когда по всему миру будут широко использоваться возобновляемые источники и технологии экономии энергии в нашей повседневной жизни", – говорит Пиккар.

energospace.ru

2 Июль, 2009 05:47              1740              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы