ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Украина. Вето на ток

Украина. Вето на ток

Виктор Ющенко решил помешать парламенту создать дополнительную дыру в законодательстве для злоупотреблений в сфере экспорта, импорта и транзита электроэнергии, потому ветировал изменения в закон «Об электроэнергетике», пролоббированные народным депутатом от НУНС Николаем Мартыненко и регионалами.

Глава государства наложил в прошлую пятницу вето на изменения в закон «Об электроэнергетике», принятый парламентом 19 марта. Президенту не понравилось, что в законе не урегулированы вопросы импорта и транзита электроэнергии. Поэтому он предложил Раде дополнить его ст. 30 (регламентирует внешнеэкономическую деятельность) условием, что «электроэнергия для дальнейшего экспорта покупается, а импортированная в Украину электроэнергия продается исключительно на оптовом рынке электроэнергии Украины». Таким образом, будет пресечена возможность реализации на внешних рынках более дешевого российского электричества, которое может пройти транзитом по нашим линиям электропередач.

Виктор Ющенко считает, что закон не обеспечивает «максимального экономического эффекта от экспорта электроэнергии», поскольку позволяет устанавливать для предприятия «Укринтерэнерго» (госоператор экспорта электроэнергии) цену на покупку электроэнергии на оптовом рынке, которая будет ниже цены заключенного внешнеэкономического контракта. Это может привести к перераспределению доходов от экспорта электроэнергии от резидентов-энергопоставщиков нерезидентам-импортерам, которые находятся вне пределов Украины, и как следствие к уменьшению соответствующих налоговых поступлений в госбюджет Украины. «Не исключена возможность и потери Украиной экспортных рынков, где временно уровень цен на электроэнергию является ниже оптовой рыночной цены электрической энергии в Украине»,— предостерегает Виктор Ющенко.

Он обращает внимание на то, что доступ к пропускной способности межгосударственных электросетей для экспорта на условиях аукциона «не согласовывается с существующей сегодня в государстве моделью рынка электрической энергии — единственного покупателя. «Модель «единственного покупателя» обуславливает конкуренцию не за доступ к пропускной способности межгосударственных электрических сетей Украины, а за электроэнергию, которая может быть экспортирована»,— поясняет господин Ющенко. По его мнению, предложенные законом основы конкурентного доступа к пропускной способности межгосударственных электросетей Украины могут спровоцировать блокирование системными операторами смежных государств поставки украинской электроэнергии.

Николай Мартыненко считает иначе: «В большинстве электросистем стран, а также в газовой промышленности при передаче или транспортировке, всегда речь идет о доступе к электросети или к трубе. Задача государства — обеспечить конкурентный доступ и взимать за это плату. Ограниченность сечения в рамках Бурштынского энергоострова не позволяет пропустить всех желающих купить избыточную электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии и экспортировать ее».

Николай Мартыненко считает, что полномасштабное подключение украинской энергосистемы к европейской (UCTE) кардинально изменит ситуацию, глобально увеличив возможности экспорта электроэнергии. «Вот на этом и необходимо сосредоточиться министерствам и ведомствам»,— подчеркнул автор законопроекта.

Он говорит, что конкурсы по допуску к пропускным мощностям межгосударственных ЛЭП могут проводиться только в случае наличия свободных мощностей. То есть аукционы не будут мешать осуществлению ныне действующих экспортных контрактов, которые «надо будет проанализировать на соответствие национальным интересам».

Господин Мартыненко также обратил внимание на то, что Кабмин, имея право законодательной инициативы (отдельно Минтопэнерго таким правом не обладает), не представил своих замечаний к законопроекту. Это сыграло определенную роль при утверждении парламентом поправок к закону «Об электроэнергии» — их поддержали 416 народных депутатов.

Кроме того, при лоббировании поправок противники «Укринтерэнерго» использовали методы, которые в отечественном законодательстве трактуются как «недобросовестная конкуренция».

Советник премьера по энергетическим вопросам Александр Гудыма, народный депутат от БЮТ, не исключает, что парламентарии поддержат полностью или частично предложения Виктора Ющенко. Эти предложения в парламенте должен озвучить первый заместитель главы Секретариата президента — представитель президента в Кабмине Александр Шлапак.

Господин Гудыма также полагает, что любая форма и предоставление любых возможностей для транзита российской электроэнергии, которая дешевле украинской, на сегодняшний день противоречит интересам нашей страны.

Системные проблемы либерализации

Мировой опыт свидетельствует и о снижении эффективности энергетических реформ, что связано со свойственной свободным рынкам потенциальной возможностью возникновения дисбаланса между корпоративными интересами участников рынков и энергетической безопасностью государств.

Начальник отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Наталья Порохова (Россия) сомневается в целесообразности либерализации в сфере поставок энергоресурсов: «Целесообразно сохранение госмонополии. Электроэнергия как экспортируемый товар ничем не отличается от газа и имеет большое значение для геополитического влияния, поэтому нелогично дифференцировать политику в сфере внешней торговли для энергоносителей». Единый экспортный канал также устраняет угрозу возникновения ценовой конкуренции между национальными производителями и поставщиками на международном рынке, отвечает интересам государства в целом.

В настоящее время монопольным положением на экспорт электроэнергии на Запад обладает госпредприятие «Укринтерэнерго», но это не обусловлено какими-то законодательными нормами. Национальный институт стратегических исследований (НИСИ) подготовил аналитическую записку, в которой определил основные проблемы, которые мешают развитию конкуренции на украинском рынке электроэнергии и переходу к новой модели его функционирования: чрезмерная изношенность объектов энергетической инфраструктуры и отсутствие средств на модернизацию; отсутствие конкуренции на рынках первичных энергоносителей (природного газа и угля); слабая интеграция с объединенной энергосистемой ЕС, что приводит к ограничению экспортного потенциала электроэнергетики; перекрестное субсидирование бытовых потребителей электроэнергии за счет других категорий потребителей.

Эксперты НИСИ обращают внимание, что в 2004 г. произошло отклонение от курса либерализации рынка электроэнергии в связи с созданием госмонополии — НАК «Энергетическая компания Украины», которая централизованно объединила активы генерирующих энергокомпаний и дистрибуцию. Это привело к значительной диспропорции в рыночной структуре.

Один из вариантов реформирования электроэнергетической сферы, предложенный НИСИ,— приватизация генерирующих компаний. На данный момент, обращают внимание авторы исследования, общая доля государства в генерации уменьшается, в то время как на рынке генерации закрепились два монопольных игрока: НАК «ЭКУ» и Донбасская топливно-энергетическая компания Рината Ахметова (за счет контроля над «Востокэнерго» и «Днепрэнерго»).

economica.com.ua

15 Апрель, 2009 06:02              1117              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)

Вверх страницы