ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Прорыв тарифа

Прорыв тарифа

Электросетевые компании в 2010 году получили то, о чем давно мечтали,— переход на систему тарифов Regulatory Asset Base (RAB). Система эта даст возможность привлекать финансирование для своих проектов на рынке, а не ходить на поклон к федеральному бюджету.

Для ФСК новые ставки определены с января, Холдинг МРСК перейдет на RAB в течение года. Тариф должен сделать финансовое положение сетей и саму энергосистему более устойчивыми, пишет газета "Коммерсантъ".

Наступивший год должен стать ключевым в реформировании тарифов в электроэнергетике. С одной стороны, это последний год существования тарифов для генерирующих мощностей, с другой — это первый год, когда сетевые компании в массовом порядке начинают переходить на новую систему тарифного регулирования RAB. Федеральная сетевая компания ЕЭС (ФСК) начала работать в рамках RAB с 1 января, распределительные сети, принадлежащие компаниям Холдинга МРСК, должны переходить на новую систему в течение года.

Стандартная система расчета тарифа для сетей использует схему "затраты плюс": должна вернуть компании ее издержки и обеспечить некоторую норму доходности. Система имеет несколько неизбежных минусов. Во-первых, короткий горизонт планирования (тариф известен только на год вперед, и компания не в состоянии определить свои финансовые возможности даже на среднесрочную перспективу). Во-вторых, размер выплат напрямую зависит от того, какие расходы запланируют энергосети. Если сеть сможет снизить свои издержки, то через год регулятор соответственно уменьшит ставку тарифа, отмечает старший аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Бейден.

RAB действует иначе. Тарифы устанавливаются на длительный срок — от трех до пяти лет — и учитывают необходимость привлечения средств для инвестирования (модернизации имеющихся мощностей и строительства новых). Кроме того, в тарифе учтена необходимость возврата вложенных средств в течение длительного времени. Так, для ФСК и компаний Холдинга МРСК установлено, что возврат капитала осуществляется в течение 35 лет. По словам господина Бейдена, "при переходе на RAB все финансовые параметры понятны, банкам становится ясно, как компания будет возвращать взятые кредиты". Остаются только риски, связанные с макроэкономической ситуацией. Например, прогнозный уровень инфляции, заложенный при расчете, может не совпасть с реальным (при определении RAB-тарифов для ФСК инфляция 2011 года была установлена на уровне 7,5%, в 2012 году — 6,5%.).

При схеме "затраты плюс" возможности сетей по привлечению финансовых средств были ограничены, поскольку банки не видели финансовых потоков. А после введения RAB в европейских странах отмечался резкий рост инвестиций — наиболее удачным примером считается энергетика Румынии, где после перехода на новые тарифы электрических и газовых распредсетей в отрасль были привлечены сотни миллионов долларов. RAB также стимулирует энергокомпании к снижению издержек, отмечает Сергей Бейден. Например, после введения этой системы в британских сетях затраты компаний на передачу 1 кВт ч упали на 50%. Поскольку тарифы устанавливаются на три-пять лет, говорит аналитик, то в течение этого срока компания получит все средства, которые сможет сэкономить. В самой ФСК отмечают, что фактор эффективности расходов "вмонтирован" в методику расчета тарифа, а снижение расходов должно ежегодно составлять до 2,5%.

Для энергосетей введение RAB стало необходимостью после того, как стало понятно, что за счет других источников привлечь необходимые средства в ФСК и Холдинг МРСК невозможно. Инвестпрограммы ФСК выросли с 75,2 млрд рублей в 2007 году до 171 млрд рублей в 2010 году, причем ранее львиная доля финансирования покрывалась за счет бюджетных вливаний и средств холдинга РАО "ЕЭС России" (в первую очередь от продажи энергоактивов частным инвесторам). В 2007-2008 годах из 211,4 млрд рублей всех инвестиций ФСК 132,6 млрд — деньги бюджета и РАО ЕЭС. В 2010-2012 годах ФСК придется инвестировать 519,4 млрд рублей (и уже 171 млрд рублей в этом году) — закрыть эту смету из прежних источников невозможно. В частности, потому, что распродажа активов РАО ЕЭС практически завершена, в собственности государства (то есть на балансе госкомпаний, таких, как ФСК, "РусГидро", "РАО ЭС Востока" и др.) остались только немногочисленные пакеты акций. Их продажа затруднена из-за не самой благоприятной рыночной конъюнктуры, возможно, их реализуют позже, но деньги государственной энергетике нужны сейчас. Холдинг МРСК также планирует долгосрочные инвестиции, общий объем которых измеряется уже не в миллиардах, а в триллионах рублей. В 2010 году должна быть разработана программа на срок восемь-десять лет стоимостью 2,85 трлн рублей, общие потребности распредсетей до 2030 года, по оценкам компании, могут достигнуть $154 млрд.

При переходе на RAB для ФСК был установлен размер первоначальной базы капитала в 647,6 млрд рублей, ставка доходности нового инвестированного капитала — 11%. Компания обещает делать на 1 рубль тарифной выручки 2 рубля инвестиций. Подготовку к масштабным заимствованиям компания начала еще в 2009 году, до того как перешла на новую систему: в сентябре совет директоров ФСК принял решение о размещении облигаций на общую сумму 50 млрд рублей. Пока кредитная нагрузка компании относительно невелика, говорит Сергей Бейден, соотношение общего долга к EBITDA в 2008 году составляло 2,57. В 2009 году, по прогнозу аналитика, оно должно снизиться до 1,7, в 2010-м — до 1,3, в первую очередь за счет роста EBITDA, а в дальнейшем этот показатель должен начать расти. В целом в расчетах ФСК на инвестиции заложено примерно 30% заемных и 70% собственных средств, отмечает господин Бейден. Финансирование со стороны государства должно снизиться, отмечают в ФСК, в 2010-2012 годах бюджет будет давать средства — 6,9 млрд рублей — только на целевые программы (такие, как строительство объектов для Олимпиады в Сочи или энергоснабжение ВСТО). Всего из запланированных на этот период 519,4 млрд рублей средства бюджета и остатки от реализации активов РАО ЕЭС должны закрыть лишь 46,2 млрд рублей, то есть 8,9%.

Из 519,4 млрд рублей инвестпрограммы ФСК ЕЭС на первый трехлетний срок действия RAB-тарифов (2010-2012 годы) более половины средств — 57% — должно быть потрачено на развитие активов. 35% всех инвестиций выделяется на поддержание существующих активов, оставшиеся 8% пойдут на технологическое присоединение новых мощностей. Пик инвестиций должен наступить в 2011 году (186,3 млрд рублей), в 2010 и 2012 годах вложения будут несколько меньше — 171 млрд рублей и 162,1 млрд рублей соответственно. ФСК планирует за три года ввести 8419 км линий электропередачи и более 30 тыс МВА трансформаторной мощности. Сейчас у компании 118 тыс. км ЛЭП, мощность подстанций от 35 до 1150 кВ — свыше 286 тыс. МВА. Таким образом, за первый период действия RAB-тарифов ФСК планирует увеличить длину своих линий на 7%, а трансформаторную мощность подстанций — на 11,2%.

Инвестпрограмма Холдинга МРСК на 2010 год была утверждена правительством в размере 110 млрд рублей. Это примерно столько же, сколько должно было быть потрачено в прошлом году (112,6 млрд рублей). Однако инвестпрограмма компаний холдинга снижалась примерно на 30%, отмечает Сергей Бейден. По его словам, основным источником средств является плата за техприсоединение к сетям новых объектов, а строительная отрасль в 2009 году просела, в особенности в Москве и Санкт-Петербурге.

Распределительные сети должны переходить на RAB в течение 2010 и, возможно, 2011 годов. Первые восемь региональных филиалов МРСК Центра, Урала, Юга и Центра и Приволжья перешли на RAB еще с начала 2009 года. С 1 января на новую систему переводятся еще девять филиалов (во Владимирской, Калужской, Курской, Ярославской, Новгородской, Омской и Томской областях, Удмуртии и Республике Алтай), для них норма доходности на новый инвестированный капитал составила 12%. По мнению Холдинга МРСК, RAB в пилотных регионах показал свою эффективность, так как объемы строительства и кредитования распредсетевых компаний выросли.

Однако, поскольку при переходе на RAB-систему в тарифы начинают закладываться параметры возврата инвестиций, неизбежен рост ставок. ФСК прогнозирует рост собственной выручки в 2010 году на 42%, сам тариф на передачу энергии по магистральным сетям вырастет на 51,1%, до 87,87 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2007 году тариф ФСК поднялся на 9,6%, в 2008-м — на 9,3%. Лишь в прошлом году ФСТ подняла компании ставку сразу на 20,7%, но тогда тарифы резко поднялись для всех энергетических компаний (рост конечного тарифа — 19%). В 2011 и 2012 годах ставки ФСК будут увеличиваться на 32,85% и 24,72% соответственно.

Но ввиду того что доля ФСК в тарифе конечного потребителя составляет всего 5%, это означает, что даже подъем ставки более чем в полтора раза в 2010 году его влияния на цены в рознице не превысит 2-3%. Гораздо более сложная ситуация у Холдинга МРСК. Распредсетевые компании, по оценке Сергея Бейдена, получают до 40% от цены продажи электроэнергии конечному потребителю. По оценке ИФК "Метрополь", к 2011 году, после перехода на RAB в Московской объединенной энергосетевой компании, рост тарифа составит 15-16%, в "Ленэнерго" — 29%, в МРСК Северо-Запада — 35%, в МРСК Центра — 25%. Тем не менее основной вклад в повышение цены на энергию все равно внесут не сети, а производители: в 2011 году рост цен на энергию в рознице может составить 15-20%, считает господин Бейден, причем три пятых этого повышения будет вкладом генерации, а только две пятых — энергосетей.

С 2011 года магистральные и распределительные сети останутся практически единственной частью энергетики, где сохранится тарифная система. В течение 2010 года на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) доля оплачиваемой по тарифу энергии составит в среднем по году только 70%, с 1 января 2011 года рынок будет на 100% либерализован. Это означает, что цена для розничных потребителей (за исключением населения, которое платит по тарифам до 2014 года) уже в следующем году будет рассчитываться на основе свободных котировок ОРЭМ, сетевых тарифов и надбавок энергосбытовых компаний. При этом цена на электроэнергию в либерализованном секторе ОРЭМ выше тарифных ставок.

Но перевод компаний Холдинга МРСК на RAB затруднен и тем, что для введения новых тарифов в субъекте федерации необходимо согласование с региональными энергетическими комиссиями (РЭК). Тариф для ФСК определяется правительством на федеральном уровне и вводится прямым приказом ФСТ. РЭК сталкиваются с тем, что введение RAB-системы в филиалах МРСК приводит к переоценке размера первоначальной базы капитала и ее увеличению в два-три раза, что влечет за собой заметный рост тарифа, говорит господин Бейден. Однако, по его словам, в МРСК используется "ценовое сглаживание": часть запланированного увеличения тарифов переносится на следующие годы.

Введение RAB-тарифов в энергосетевых организациях потребовало и внесения в федеральные законы новых положений, связанных с энергоэффективностью. Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, принятый в ноябре 2009 года, вводит поправки, обязывающие ФСК, управляющую Единой национальной электрической сетью, использовать долгосрочные тарифы с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала с 1 января 2010 года. Для территориальных сетевых организаций, созданных на основе прежних АО-энерго (то есть в основном региональных филиалов МРСК, входящих сейчас в Холдинг МРСК), обязательное применение RAB-тарифов вводится с 1 января 2012 года.

При этом, чтобы не потерять повышенную прибыль, получаемую по новым тарифам, сетевым компаниям придется следить за качеством энергоснабжения. Эти организации, согласно закону, "обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества". Ранее крупные потребители отмечали, что существующие нормы не позволяют установить ответственность энергетиков за сбои в электроснабжении. По закону, если сетям не удастся достичь требуемых показателей, долгосрочные тарифы для таких организаций подлежат изменению. Снижение может составлять до 3% выручки. Тем не менее снижение RAB-тарифов по причине недостаточного качества энергоснабжения напрямую не предусматривает компенсации для пострадавших потребителей. Для того чтобы запустить механизм контроля за качеством, нужно, чтобы показатели надежности были приняты правительством. Такие регламенты разрабатываются в Минэнерго, их утверждение может пройти уже в феврале.

energyland.info/news-show-tek-electro-39381

26 Январь, 2010 15:46              1425              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)

Вверх страницы