ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Основные причины медленного развития розничной генерации на основе возобновляемых источников энергии в России

Всем известно, что в наши дни электроэнергия, вырабатываемая возобновляемыми источниками энергии, обходится дороже, нежели электроэнергия, получаемая от традиционных источников. Поэтому правительство многих стран мира, в которых развитие "зеленой" энергетики - приоритетная государственная задача, предпринимает определенные меры для финансирования данной отрасли энергетики. Поэтому компаниям, производящим, например, ветровую энергию, государство устанавливает надбавку к рыночной стоимости электрической энергии, за счет чего происходит увеличение экономической эффективности ветроэнергетических проектов.

В России подобных государственных программ, поддерживающих возобновляемую энергетику, нет. Поэтому проекты ветровой энергетики, как правило, не рентабельны, если продавать электрическую энергию. Следует напомнить, что в России рынок электроэнергии делится на два типа: оптовый (мощность свыше 25 МВт) и розничный (мощность менее 25 МВт).

Помочь разобраться в сложившейся в стране ситуации мы пригласили специалиста ЗАО "ВетроЭнерго" Киселева Владимира Александровича.

- Давайте рассмотрим для начала оптовый рынок. В чем заключаются его основные особенности?

- Регулирование цен оптового рынка электрической энергии и мощности с 1 января 2011 года осуществляется на основании Постановления Правительства РФ №1172, устанавливающего его правила. Можно сказать, что с того момента цены на электрическую энергию и мощность стали нерегулируемыми и их формирование происходит на основе конкурсных предложений электрической энергии и мощности в различных частях рынка электрической энергии (прямые договоры, балансирующий рынок (БВ), рынок на сутки вперед (РСВ)) и мощности (договор предоставления мощности (ДПМ), конкурентный отбор мощности (КОМ)).

- Однако, насколько известно, цена не очень высока?

- Это во многом обусловлено выходом на рынок большого количества так называемой "старой генерации", основные фонды которой сильно изношены, что и объясняет низкую стоимость производства энергии. Поэтому появление на рынке любой новой генерации (не только возобновляемой, но и традиционной) неконкурентоспособно в силу высокой стоимости внедрения новой технологии. Чтобы выправить этот "перекос", Правительством был введен особый механизм, возвращающий инвестиции инвесторам, приобретшим энергетические активы, выделенные РАО ЕЭС - "Договоры предоставления мощности" (ДПМ). Согласно этим договорам, инвестору дается специальный тариф на новую мощность, компенсирующий его расходы на энергетические активы. Проблема работы этого механизма состоит в том, что он подходит только для ограниченного перечня объектов, зафиксированного на момент перестройки структуры РАО ЕЭС.

- А как обстоят дела на розничном рынке?

- В течение долгого времени розничный рынок подчинялся правилам игры, установленным в 2006 году Постановлением Правительства РФ № 530, которые отличались от правил оптового рынка. Согласно их первоначальной редакции, розничные генераторы могли продавать свою электроэнергию потребителям, которые находились в области балансовой принадлежности гарантирующего поставщика, на территории которого располагается сам генератор. Помимо этого, Постановлением вводились обязательства ГП приобретать у розничных генераторов электрическую энергию, не проданную потребителям, по ценам, которые установил орган исполнительной власти РФ, регулирующий тарифы.

- С того момента прошло уже несколько лет, какие изменения произошли?

- В связи с тем, что рынок электрической энергии был полностью либерализован, Правительством РФ с 1 января 2011 года были подкорректированы правила игры: были отменены обязательства ГП покупать электрическую энергию у розничных генераторов, также было решено отказаться от ценообразования на эту электрическую энергию на основе утверждаемых тарифов. Было введено ограничение покупной цены электрической энергии на розничном рынке, вследствие чего средняя нерегулируемая цена электроэнергии на оптовом рынке стала максимальной ценой покупки для гарантирующего поставщика. В результате произошло выравнивание между собой цен розничного и оптового рынков.

- Но ведь это не совсем логично. Всем известно, что опт всегда дешевле розницы, не важно, о чем именно идет речь. Неужели не пытались исправить это недоразумение?

- В отношении этого Правительством было принято множество документов, однако, в итоге количество исправлений превысило некий критический уровень. Результатом стало появление новых правил функционирования розничного рынка (Постановление Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года). Можно сказать, что эти правила закрепили за генерирующими объектами право продажи электроэнергии на розничном рынке и, вместе с тем, усилили контроль за совершением сделок с участием ГП.

- Можно ли сказать, что, благодаря этому постановлению, ситуация выровнялась?

- Не совсем. Неоднозначность формулировок в области ценообразования дала возможность сбытовым и сетевым компаниям трактовать их в свою пользу. Фактически, покупая электрическую энергию у розничного генератора, покупателю приходится платить за услуги по передаче всего объема покупаемой электрической энергии, вне зависимости от источника приобретения. Иными словами, приобретая электрическую энергию непосредственно у своего генератора, покупатель платит еще и за услуги сетевых компаний, которые не оказываются.

- То есть, даже при присоединении напрямую, приходится платить за несуществующую передачу электроэнергии. Были ли попытки доказать в суде нелепость такой ситуации?

- Нет, таких случаев пока не было, хотя, возможно, судебный процесс помог бы расставить правильные акценты. Мнение большинства экспертов сходится в том, что эта система больше ориентируется на сетевиков, нежели на обычных потребителей.

- Вы согласны с ними?

- По моему мнению, данная регулирующая система придерживается стороны крупных генерирующих и сетевых компаний. Помимо этого, она создает значительные препятствия новым участникам рынка, а также ущемляет права потребителей, ограничивая их в выборе источника электроснабжения.

- Есть ли у вас предположения по мотивам создания именно такой системы?

- Возможно, причиной ее появления является невозможность до сих пор оставить рост цен на электрическую энергию. Модель рынка, созданная якобы с этой целью, себя не оправдала, вследствие чего цены стремительно пошли вверх и достигли такого уровня, который для многих потребителей является пороговым. При этом стоимость услуг сетевых компаний составляет весьма значительную долю роста. Особенно это чувствуют промышленные потребители, за счет которых и сдерживаются тарифы для населения.

- Какие последствия, на ваш взгляд, это может вызвать?

- Среди потребителей усиливаются настроения и попытки поиска альтернативных вариантов энергоснабжения. Наиболее очевидным выходом из ситуации оказалась установка собственных источников энергии или их совместное строительство. Как следствие, за два последних года, Россия пережила настоящий бум развития распределенной малой генерации. В качестве подтверждения можно привести резкое увеличение поставок в РФ зарубежного генерирующего оборудования малой мощности. По мнению экспертов, это - ни что иное, как ответ потребителей на малоэффективную политику государства в области регулирования энергетической области. То, что они бросили своего рода вызов централизованной системе энергоснабжения, отказавшись от ее услуг - решение чисто рыночное. В теории, это должно было стать тревожным сигналом для сетевиков и традиционных генераторов и заставить их задуматься о внесении изменений в свою деятельность. А ответом могло бы стать снижение тарифов и цен на услуги, а также введение новых услуг и сервисов. Однако, вместо этого, произошло вмешательство государства в этот процесс на законодательном уровне с целью административно защитить подконтрольные структуры.

- Получается, что розничные генераторы не имеют законных возможностей выхода на рынок электрической энергии, окупая при этом свои затраты?

- Именно так. Можно сказать, что Правительство своими постановлениями перекрыло законные возможности для розничных генераторов торговать своей электрической энергией по ценам, отличным от оптовых. Кроме этого, при определенных обстоятельствах они могут еще больше снизиться или стать равными цене РСВ оптового рынка, представляющую собой, по сути, компенсацию топливной составляющей традиционной энергетики. Поэтому проекты ветровой энергетики, ориентированные на розничный рынок, становятся абсолютно неэффективными. Как итог: потеряна хорошая возможность для развития возобновляемой энергетики, работающей без необходимости в дорогостоящих государственных программах. Необходимо было лишь предоставить ей возможность функционировать без искусственных препятствий в реальных рыночных условиях.

10 Февраль, 2013 16:13              1916              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы