ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Опять 25, или проблемы приватизации на украинском энергетическом рынке

Опять 25, или проблемы приватизации на украинском энергетическом рынке

В прошлом году наши чиновники всех убеждали в том, что, если за государством остается четверть акций газовых и энергетических компаний при приватизации их, то это будет для всех просто здорово. Якобы, это даст возможность государству вмешиваться в процесс руководства предприятиями. Однако эксперты и сведущие люди в то время относились с насмешками к подобным утверждениям. По мнению специалистов, было несколько причин, по которым госэнергопакеты стали реальностью. Во-первых, весь пакет акций без госэнергопакета (25%), естественно, стоит дешевле. А кроме того, продажа всех некотонтрольных пакетов отсеет «чужаков». Ведь, если продать кому-то пакет акций существенно выше контрольного, то это отпугнет всех остальных покупателей. Государство отсекло нежелательных покупателей путем запрета на приобретение доли в энергетике всем, кто имеет какую-либо долю в государственной собственности. Это означает, что не смогут образоваться нежелательные межотраслевые структуры в экономике.

Весе покупатели паев в украинской энергетике – «свои». Здесь же стоит упомянуть, например, известного олигарха Ахметова, а также другие знакомые многим лицам – Коломойским, Григоришин и другие. А также Алексей Воеводин и Бабаков Александр, которые уже практически полтора десятилетия орудуют на украинском энергетическом рынке. Как метко сказал один эксперт, далеко не все собственники на украинском энергетическом рынке являются украинцами, но при этом все они украинские резиденты. Последние два из перечисленных, граждане России, стали собственниками электростанций еще в далеком двухтысячном году, в эпоху премьерства Ющенка. Будущий отец украинской оранжевой революции активно зазывал на энергорынок иностранцев. Его целью было продать шесть энергетических компаний. И вот эти двое господ при посредничестве балканской фирмы VSE выходят на украинское энергетическое поле. Так и окончилась попытка укранского премьера привлечь к западных инвесторов. Еще проще дело обстоят на украинском газовом рынке. Здесь все активы скупил небезызвестный Д.Фирташ. Чтобы сложилось впечатление о том. Что украинский энергетический сектор не до конца монополизирован, все же дали возможность юридически оформить свою собственность другим игрокам в этой области, менее заметным, чтобы с кем-то в будущем (естественно, для чистой формальности) поторговаться.

Предвещали, что придет время и блокирующие пакеты акций исчезнут навсегда из этой области. Кажется, что этим пророчествам скоро грядет исполнение. В последнее время государство дает понять, что ему уже не нужны блокирующие пакеты акций. Вскоре будет их массовый слив.

Глава фонда госимущества уже сообщил, что ему стали передавать блокирующие пакеты для того, чтобы в будущем их продать. Торги с последующей продажей намечены на осень сего года. По поводу этого чиновник беспокоится: возможно ли реализовать продажу блокпакетов этой оченью? Реализация их будет происходить через аукционы. При этом, естественно, как всегда, выставят условия, которые должны отсеять всех иностранных граждан , оставив только привычных лиц – «украинцев и украинских резидентов». То есть, скорее всего, блокирующие пакеты будут проданы все тем же людям – Ахметову, россиянам Воеводину, Бабакову, Коломойскому, Григоришину и некоторым другим. В частности, для этого планируют сознательно завысить цену таких долей. Иностранцы, желавшие поучаствовать в прошлогоднем аукционе, жаловались на то, что цены на украинские энергетические компании слишком завышены. Таким образом, государство оценивает свои энергетические предприятия гораздо дороже, чем это делают потенциальные иностранные инвесторы. Естественно, что по сумасшедшей цене никто не станет покупать украинские энергетически компании. Поэтому в прошлогодней приватизации из всех иностранных компаний на украинском рынке появилась только польская Rafako. Но она пришла на торги скорее не с целью выкупить желаемый объект, а вернуть себе давнишние долги.

Отечественный бизнес, однако, прекрасно знает настоящую цену украинских объектов энергетики. Надо понять, что государство сделало шаг, который весьма выгоден тем людям, которые уже укоренились в украинском энергетическом бизнесе. Сначала контрольный пакет акций был разбит на две части, что снизило инвестиционную привлекательность его. А затем оказалось, что и оставшуюся часть государство намерено слить. Этот шаг был явно нацелен на то, чтобы в эту весьма выгодную область бизнеса не допустить чужаков. Естественно, правильно будет предположить, что цена оставшихся «объедков» от пакетов акций будет ниже, чем те доли, которые были проданы ранее.

Естественно, такие махинации не входят в европейскую практику. И в цивилизованной стране антимонопольный комитет, который там, естественно, действует намного эффективнее, нежели в Украине, сразу же прикрыл бы всю эту лавочку. Однако у нас такого не ожидается, поскольку здесь уровень монополизации гораздо выше. Тут все подобные сговоры дельцов уже давно относятся к чему-то привычному.

Еще стоит отметить, что государство, похоже, относится к некоторым покупателям как к «правильным», а других не пускает к энергетике. И многие из «правильных» новичков на энергетическом рынке - всего лишь перекупщики. Было уже немало прецедентов, когда купленные на торгах компании перепродавались кому-либо.

Итак, складывается уникальная ситуация, когда государство отстаивает уже не государственную монополию, а монополию кучки олигархов. К чему же приведет такая ненормальная практика? К тому, что в итоге монополизация украинской промышленности станет более явной и еще более жесткой. При этом монополизация принесет, очевидно, только вред. Ведь у новых хозяев-то средств на модернизацию промышленных мощностей, естественно, нет. Поэтому у них два варианта: либо новая перепродажа, либо отжимание денег из купленного объекта. И в обоих вариантах исключается инвестирование.

Антимонопольный комитет при Верховной Раде уже давно спокойно наблюдает за всем этим. Но ведь этот орган уже давно стал пустым местом. У нас не Европа и не США, в которых понимают, что такое полное отсутствие конкуренции и порой жестко борются с монополиями. В этих странах монопольные субъекты порой фактически уничтожают, деля их на отдельные компании. А вот в Украине постоянно наступают на те же самые грабли. В итоге объекты промышленности ветшают, поскольку модернизация технических средств производства попросту отсутствует из-за того, что господам монополистам не выгодно отдавать свои кровные сбережения на обновление технической и материальной базы производства. При этом монополисты получают прибыль, а вот расплачивается за их действия вся страна.

23 Август, 2013 12:46              1073              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)

Вверх страницы