ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

НКРЭКУ и Порошенко, или кто регулирует тарифы

НКРЭКУ и Порошенко, или кто регулирует тарифы

Недавно парламент принял, а президент Петр Порошенко подписал закон, согласно которому глава государства получает единоличное право формировать состав Национальной комиссии по энергетике и коммунальным услугам (НКРЭКУ).

В частности, президент получил право единолично назначать на вакантные должности членов НКРЭКУ. Правда, такое право предоставляется ему временно — до конкурсного отбора новых членов регулятора, и не более чем на три месяца. Но перспективы конкурсной комиссии пока что выглядят весьма туманными, а также хорошо известно, что не бывает ничего более постоянного, чем временное, информируют Экономические Известия.

Начать следует с антиконституционности полномочий, полученных Порошенко в вопросах влияния на НКРЭКУ. Экспертное управление Верховной Рады в своих выводах однозначно заявило, предоставленные Порошенко полномочия являются неконституционными. Таким образом, закон, дающий такие полномочия, тоже имеет признаки неконституционности.

В общем-то, очевидно, что президент не должен и не имеет права влиять на хозяйственные и экономические вопросы, тем более назначать членов формально независимого регулятора. К тому же, без конкурса и по собственному усмотрению, поскольку в этом случае дело пахнет как минимум конфликтом интересов и даже «просто коррупцией», если учесть бизнес-интересы структур, которые связывают с Порошенко.

Возникает резонный вопрос: почему депутаты в парламенте голосуют за явно антиконституционный норматив, тем более что на сей счет есть однозначное мнение экспертного управления? Впрочем, экспертное управление Рады очень часто бракует продуцируемые Радой документы, но это не мешает парламенту принимать их в политических и/или бизнес-интересах.

К тому же, нахождение в нормативе неконституционных положений и объявление об этом даже таким уважаемым органом, как экспертное управление парламента, отнюдь не означает автоматическое признание норматива или отдельных его положений незаконными.

Для такого признания необходимо обращение в Конституционный суд (КС). Только после длительного рассмотрения КС может признать закон или его часть неконституционным и требующим изменений с целью приведения в соответствие с Конституцией и другими законами.

Впрочем, бывший член НКРЭКУ Андрей Герус полагает, что получение Порошенко огромных, хоть и незаконных полномочий имеет и положительную сторону. Это позволяет прекратить разговоры на тему НКРЭКУ как коллегиального «независимого регулятора», хотя независимым в реальности он никогда не был и обслуживал интересы различных олигархических групп. Теперь же всем очевидно, что НКРЭКУ по факту заправляет Порошенко и/или его окружение, поэтому и ответственность нести придется тоже Порошенко.

«В данной ситуации есть определенные плюсы в том, что временно членов комиссии будет назначать гарант своим прямым указом самостоятельно, по собственному выбору, и таким образом он будет полностью нести ответственность за свою деятельность и за все тарифные решения НКРЭКУ. Поэтому плюс такой ситуации в том, что теперь есть с кого спрашивать, и мы понимаем, на ком лежит ответственность. Потому что в иной ситуации нам рассказывают о какой-то независимости (НКРЭКУ — Авт.), неизвестно, кто отвечает за этот орган, как отвечает, поэтому существует неопределенность. А в данном случае, существует четкая ответственность: Порошенко назначает, и он же полностью отвечает, в том числе политическая ответственность — полностью на нем», – подчеркнул Герус

Зачем президенту такая ответственность? Ведь именно НКРЭКУ отвечает за тарифообразование в таких вопросах, как горячее и холодное водоснабжение и водоотвод, теплоснабжение, цены на газ и электроэнергию, частично – на вывоз отходов. Порошенко берет на себя прямую ответственность за указанные «социально токсичные» сферы, да еще накануне выборов 2019 г.

Очередной ажиотаж вокруг НКРЭКУ эксперт Андрей Герус поясняет следующим образом: «Почему сейчас такая дискуссия вокруг этого органа? Потому что есть большая вероятность того, что они по знаменитой формуле «Роттердам плюс» опять хотят поднять цену электроэнергии, то есть поднять тарифы для тепловой генерации на 25%, а там 75% тепловой генерации – это компания ДТЭК Рината Ахметова, и они будут получать на 25% больше, а платить за это должен будет конечный потребитель. Скорее всего, повысят тариф для бизнеса и бюджетных учреждений. Интрига сейчас состоит в том, будет принято решение о повышении тарифов или нет. Если повысят, тогда встанет вопрос об ответственности, в том числе политической».

Не секрет, что Порошенко де-факто давно оказывает сильнейшее влияние на НКРЭКУ. Достаточно вспомнить, что комиссией до сих пор руководит его ставленник Дмитрий Вовк, который даже подавал в отставку, но до сих пор занимает должность главы НКРЭКУ. Теперь же это влияние закрепили де-юре.

«Там и раньше были его люди, но после принятия закона о НКРЭКУ начали говорить о независимом регуляторе, о независимости, о конкурсах. На самом деле, конкурсы никакие не проводились, и ситуация, имевшая место де-факто, закрепилась де-юре», — отмечает Герус.

На вопрос о том, состоится ли конкурс, Андрей Герус отвечает неуверенно. «Риск состоит в том, что эта временная ситуация может длиться долго. Но, тем не менее, конкурсная комиссия уже сформирована. Пять человек в этой конкурсной комиссии уже есть. Она начала свою работу, и, возможно, скоро будет объявлен конкурс на отбор и назначение новых членов НКРЭКУ. Но риски таковы, что временный режим может длиться еще очень долго», — предупреждает эксперт.

Впрочем, указанный закон является во многом оправданным. Работа НРЭКУ оказалась заблокированной в связи с затягиваем процедуры ротации и болезнью одного из членов комиссии, о чем ранее предупреждал глава органа Дмитрий Вовк. От себя добавим, что затягивание процедуры ротации, во многом обусловлено конфликтом интересов различных групп, стремящихся посадить в комиссию своих людей для обслуживания своих интересов.

По словам Вовка, риск отсутствия кворума в НКРЭКУ понимали еще летом, поэтому заблаговременно готовили все ключевые решения, чтобы ротация членов прошла с минимальными последствиями для энергетики.

«С июня этого года мы понимали, что есть риск отсутствия кворума до декабря. Поэтому мы готовили огромное количество решений: по новому рынку электроэнергии, по внедрению суточного балансирования, по тарифам на 2018 г. с учетом всех процедур по прозрачности и привлечению местных органов власти, по изменению нашего законодательства, комиссии нормативной базы, чтобы период без кворума был с минимальными негативными последствиями», — подчеркнул глава регулятора.

Однако, в связи с болезнью одного из членов Комиссии, голос которого необходим для кворума, решения так и не удалось принять. «К сожалению, с 13 ноября из-за отсутствия одного из членов комиссии заседания не могут происходить, и эти решения остались нерассмотренными. Мы сейчас смотрим на разные варианты, как обеспечить стабильную работу комиссии, принятие этих решений. Возможно, изменения в закон», — сказал Вовк. Эти изменения и были реализованы в новом законе.

Отметим, что комиссия состоит из семи человек. Сейчас в НКРЭКУ работают всего 4 члена из 7 – минимально возможное количество комиссионеров, необходимых для принятия решений. При этом с 13 ноября работа Комиссии полностью заблокирована в связи с выходом на больничный одного из членов.

Что же касается возможности дальнейшего повышения коммунальных тарифов, а также цен на газ и электроэнергию для населения, то Герус полагает, что такого повышения не будет.

«На отопление и горячую воду не думаю, что будут изменения, потому что цена на газ у нас неизменна, а в основе стоимости отопления и горячей воды лежит цена газа. Что касается электроэнергии, то здесь изменения если и будут, то это будет так называемый скрытый рост тарифов. Это когда тарифы растут не для населения, а для бизнеса и бюджета. В итоге все равно заплатит население, потому что в себестоимость продукции, товаров и услуг содержится доля электроэнергии. Но для населения это не так заметно. Поэтому в последнее время любят все больше поднимать тарифы для бизнеса», — отмечает эксперт.

Герус обращает внимание на то, что тарифы для бизнеса в Украине уже выше, чем в некоторых странах Европы.

http://markets.eizvestia.com/full/2712-poroshenko-otvetit-za-tarify-i-energetiku

Опубликовал: 1

6 Январь, 2018 20:40              287              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Дva plus trи ? (цифрой)

Вверх страницы