ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Кредит энергетического недоверия

Кредит энергетического недоверия

Как обычно, плохие новости – 23 февраля 2011 года Европейский союз официально уведомил Украину о приостановлении безвозмездной бюджетной помощи органам государственной власти.

Официально – в связи с внесением Верховной радой изменений в процедуру госзакупок. Подход, безусловно, творческий, если учесть, что таким образом, заморожен транш в 31 млн евро. При этом в столице ЕС отмечают, что на этом санкции в отношении Киева не закончатся. Эти пресловутые поправки были приняты 11 января. Тогда ВР включила энергетические товары, а также услуги водоснабжения и водоотвода в число тех, которые можно закупать, минуя тендерные процедуры. Закон о внесении изменений уже подписан Президентом. Именно это решение стало поводом для столь утонченной, словно пыльным мешком по голове, реакции Брюсселя.

За день до этого, Президент Виктор Янукович на заседании комитета по экономическим реформам заявил, что: «В 2010 году, несмотря на огромное сопротивление, мы приняли закон о госзакупках. А теперь постоянно делаются попытки реванша, вывода из-под действия закона отдельных сфер госзакупок». Кстати, в этом самом официальном уведомлении ЕС речь идет о приостановке бюджетной поддержки вообще, а не только данного транша. Всего же, в случае продолжения этой остановки потери Украины только в 2011 году превысят 100 млн евро и в дальнейшем будут расти. Таким образом, приостановлены как новые программы, так и ранее финансировавшиеся, в том числе и помощь в сфере энергетики, 42 млн евро. Часть этих программ распланирована до конца 2013 года. О них пока не будем. А вот об энергетике поподробнее.

Если на это дело посмотреть сверху…

22 февраля Виктор Янукович поручил в течение недели доработать национальный план действий на 2011 год. Президент заявил, что сразу подпишет соответствующий план. «Я его сразу безотлагательно подпишу», - сказал глава государства. По его словам, четко определенные приоритеты деятельности в формате национального плана действий дают ответ, где именно концентрировать ресурсы этого года.

Более того, Президент пообещал, что по каждому направлению в национальном плане будет зафиксированы конкретные «индикаторы успеха» - результаты, которые должны быть достигнуты на конец 2011 года. Это о принятом Кабинетом министров в январе «Национальном плане действий на 2011 год по внедрению программы экономических реформ на 2010-2014 годов: «Благополучное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».

При этом главной целью этого плана действий на 2011 г. как раз и является тактическая реализация среднесрочной программы экономических реформ. План действий построен по 21-му направлению реформ, которые полностью охватывают все отрасли экономики. Всего для упрощения разрешительных процедур планируется разработать и принять около 30 нормативно-правовых актов.

Среди них – реформа энергетического сектора и ЖКХ - технического переоборудования, повышение энергоэффективности в ЖКХ и т. д. Президент полагал привлечь 3-5 млрд грн инвестиций в энергетическую сферу Украины. По словам Януковича в ходе заседания комитета по экономическим реформам 22 февраля, инвестиции планируется получить в результате приватизации с привлечением к конкурсу мировых компаний, в основном, для увеличения энергосбережения. «Должна работать и реформа в угольной отрасли. Для модернизации изношенной инфраструктуры, которая не может удовлетворить потребности растущей экономики в области энергетики будут привлечены от 3 до 5 млрд грн. Этот ресурс мы получим в результате приватизации с привлечением к конкурсу ведущих мировых компаний», - сказал Президент.

Также Янукович подчеркнул, что в течение этого года будет завершена подготовка для строительства LNG-терминала для перевалки сжиженного природного газа. «Такой национальный проект поможет диверсифицировать энергоснабжение Украины и сбалансировать цены и тарифы на внутреннем рынке», - отметил он.

Почти сразу, 24 февраля ЕБРР объявил о начале Программы финансирования альтернативной энергетики (USELF) объемом 50 млн евро, целью которой является предоставление финансирования местным частным предприятиям для инвестиций в проекты возобновляемой энергетики (малая гидроэнергетика, ветроэнергетика, солнечная энергетика, использование биомассы и биогаза) в Украине. Помимо этого, Банк начал осуществление программы технической помощи, направленной на повышение энергоэффективности жилых зданий в Украине.

Кстати, совокупный объем деятельности ЕБРР по состоянию на 31 декабря 2010 г. составил более 6 млрд евро, причем около половины этих инвестиций были осуществлены за последние три года. Что не помешало ЕБРР ухудшить прогноз роста ВВП Украины в 2011 г. до 4%, прогнозируя при этом, что рост экономики Украины в 2011 г. замедлится до 4% с 4,5% в 2010 г. Об этом говорится в обновленном квартальном экономическом отчете ЕБРР от 24 февраля.

То есть, этот банк снизил оценки роста валового внутреннего продукта (ВВП) Украины в 2010 г. и 2011 г. по сравнению с предыдущими оценками, сделанными в октябре 2010 г., на 0,5 процентного пункта. И хоть в этом отчете отмечается, что экономика Украины продолжает восстанавливаться после 15% падения в 2009 года, что возобновление сотрудничества с Международным валютным фондом в июле 2010 г. в рамках новой программы «способствовало стабилизации экономики», а банк в 2010 г. предоставил Украине 1,3 млрд грн инвестиций в рамках 28 проектов, взаимосвязи между отказом в транше ЕС, снижением ЕБРР оценки роста ВВП Украины и уровнем интереса возможных инвесторов объяснять не требуется?

Даже при том, что ранее глава Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Николай Пашкевич сообщил, что в Украине в 2011 г. на энергоэффективность запланировано почти 600 млн грн бюджетных средств. Но при этом Пашкевич заявлял, что ежегодный кредитный портфель Европейского инвестиционного банка в Украине на проекты в сфере энергоэффективности составит 100-150 млн евро. В том числе, рассчитывали, и небезосновательно, что Европейский Союз выделит Украине первый грант в размере 31 млн евро на проекты энергосбережения в рамках программы «Бюджетной поддержки», как и на предоставление тем же ЕС Украине гранта в размере 63 млн евро на программу энергосбережения и 7 млн евро на техническую помощь. Впрочем, на ЕС свет клином не сошелся. Можно ведь к вопросу финансирования подойти и с другой стороны.

…то сбоку кажется…

Еще бы, ведь ранее сотрудник Всемирного банка в Украине Астрид Манрос заявила, что потребности в инвестициях в энергетический сектор Украины составляют 3,5 млрд долл. в год. По ее словам, согласно расчетам, сделанным ВБ, только в газотранспортную систему нужно вложить из этих средств 1 млрд долл., также 1 млрд долл. Потратить на модернизацию существующих активов, 500 млн долл. вложить в реабилитацию системы и 1 млрд долл. на инвестиции в энергоэффективность. Манрос также заявила, что совет Всемирного банка может принять решение о выделении Украине 200 млн долл. инвестиций в проекты энергоэффективности в I квартале 2011 г. Кроме того, она заверила, что ВБ будет предоставлять техническую помощь в подготовке проектов в рамках программы.

Банк не смущает, что, по слухам из «проверенных источников», цена импортируемого в Украину газа в III кв. вырастет до 285-290 долларов за тыс. кубометров. В IV квартале эта цена составит 290-297 долл. Конечно же, в Минэнергоуглепроме ожидают роста добычи газа «Укргаздобычей» - на 5-7%. Прогнозируют увеличение прокачки нефти благодаря работе нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме. Предполагают рост доходов за счет повышения цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Также должен возрасти доход Шебелинского ГПЗ, принадлежащего «Нафтогазу». ВБ пообещал дать денег. Даже не вспомнив, что намедни глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, о нежелании ОАО «Газпром» изменять формулу цены на газ и контракт на поставку газа в Украину. И при этом невзначай напомнил, что в действующем контракте на поставку газа на Украину цена на 30% ниже, чем для Европы, но «Газпром» нынче добрый и обещает снижение цен на импортный газ для Украины в случае, если «Нафтогаз Украины» согласится на слияние с ним.

В такой же непринужденной манере он добавил, что на момент подписания поставки газа в Украину будут осуществляться по внутренним ценам России, ненавязчиво напомнив, что цены для населения и промышленности в России ниже, чем в Украине. Формула, если в ВБ забыли, привязана к цене на нефть, а мировые цены на этот продукт приближаются к цене 147 долларов. А если еще учесть произошедшее в Ливии с ожиданиями насчет Саудовской Аравии, то участникам нашего энергорынка мало не покажется. Более того, может оказаться,

…что снизу ничего не видно

Если учесть, что долги предприятий ТКЭ перед дочкой «Нафтогазу» - «Газ Украины» на 21 февраля за природный газ, потребленный с 1 октября 2010 превысили 5,16 млрд грн. (без АЭК «Киевэнерго»). Уровень расчетов ТКЭ составляет 45%. Наибольшие долги у предприятий ТКЭ Донецкой (834 млн грн), Днепропетровской (711 млн грн), Харьковской (665 млн грн) и Луганской (290 млн грн) областей. Задолженность за 2010-2011 гг. столичной энергокомпании АЭК «Киевэнерго» составляет 1,5 млрд грн (уровень оплаты в 2011 г. - 42%). Самый низкий уровень расчетов за потребленный природный газ остается у предприятий ТКЭ Закарпатской обл. (25%), АР Крым (32%), Луганской (37%), Донецкой (38%), Житомирской, Кировоградской областей, г. Севастополь (по 39%), а также Харьковской и Днепропетровской обл. (По 42%). Напомним, по состоянию на 14 февраля долг предприятий ТКЭ составлял 4,94 млрд грн.

Ранее, 25 января с.г. ДК «Газ Украины» НАК «Нафтогаз Украины» поручила отключить от газоснабжения 12 предприятий коммунальной теплоэнергетики (ТКЭ) из-за значительной задолженности. Как говорится в сообщении компании, по состоянию на 24 января 2011 г. с начала текущего отопительного сезона «Донецктеплокоммунэнэрго» задолжала «Газу Украины» 156 млн грн (уровень оплаты - 28%), «Лисичансктеплосеть» - 25 млн грн (13%), «Северодонецктепло» - 14 млн грн (16%), «Стахановтеплообеспечение» - 4 млн грн (23%), «Днепропетровские тепловые Сети» - 100 млн грн (39%), «Городские тепловые сети» (г. Запорожье) - 147 млн грн (43%), «Кировоградтепло» - 22 млн грн (33%), «Крымтеплокоммунэнерго» - 103 млн грн (25%), «Ялтинские тепловые сети» - 1 млн грн (10%), «Восточноевропейская теплоэлектро-генерирующая компания» (г. Луцк) - 17 млн грн (30%), «Львовтеплоэнерго» - 106 млн грн (34%), «Дирекция азвития инфраструктуры территории" (г. Харьков) - 20 млн грн (23%). Но «это преамбула»

«Амбула» будет такой?

Стоит вспомнить, что доля АЭС в производстве электроэнергии в Украине составляет 47,5%. На заседании Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики Украины 22 февраля было принято решение повысить тариф на производство электроэнергии НАЭК «Энергоатом» на 2,3% - до 18,32 коп./кВт.ч. «При рассмотрении тарифа на 10 мес. до конца года НКРЭ исходила из того, что нужно обеспечить финансирование на уровне 189,1 млн грн на работы, связанные с проектированием и подготовкой строительства атомных блоков и обслуживания кредита 102,2 млн грн».

НКРЭ сделала перерасчет и, исходя из годового расчета, финансирование подготовительных работ составило 228 млн грн вместо 189,1 млн грн и обслуживание кредита 124 млн грн - вместо 102,2 млн грн. Исходя из этого НКРЭ повысила тариф на производство электрической энергии для «Энергоатома» на уровне 18,32 коп./кВт.ч, что на 0,41 коп. больше, чем сегодня. А это приводит к росту тарифов для «Энергоатома» на тепловую энергию с 33,06 грн/ГКал до 33,83 грн/ГКал. Это при том, что 20 января 2011 года НКРЭ увеличила тариф на отпуск электроэнергии для НАЭК «Энергоатом» до 17,91 коп./кВт с 1 февраля 2011 г. Ранее тариф составлял 15,83 коп./кВт. В этот тариф входит финансирование разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС.

Также предусмотрено увеличение фонда оплаты труда на 10%. Следует отметить, что «Энергоатом», подавая расчеты в НКРЭ, хотел повышения тарифов до 32,35 коп./кВт при объеме отпуска электроэнергии компанией 83,4 млрд кВт в 2011 г.

Стоит отметить, что НАЭК «Энергоатом» - крупнейший производитель электроэнергии в Украине с долей совокупного производства свыше 50% в общем объеме производства электроэнергии Украины. Компания является оператором четырех атомных электростанций Украины: Запорожской, Южно-Украинской, Ровенской и Хмельницкой. Выручка в 2009 г. составила 13 млрд грн, прибыль до налогообложения - около 700 млн грн. Тем не менее, здесь тоже нуждаются в кредите. На сей раз это будет кредитный договор на сумму в 1 млрд долл. между «Сбербанком» РФ и НАЭК «Энергоатом». Произойдет это, как заявил вице-президент по новым проектам компании «Энергоатом» Айдин Айсин 22 февраля, в первой декаде мая 2011 г.

«На сегодняшний день софинансирование кредита 189,1 млн грн. Сумма обслуживания кредита пока ориентировочная, поскольку, когда будет подписан договор, тога и будет четкая цифра, в районе первой декады мая...поэтому, я думаю, что мы ведем корректировку этих цифр», - сказал Айсин. Он добавил, что «нам удалось договориться со «Сбербанком», что кредит на 15 лет будем брать, а не на 3 года, как ранее предполагалось».

Несомненно, это логическое следствие того, что 9 февраля этого года ГП НАЭК «Энергоатом» и ЗАО «Атомстройэкспорт» (Россия) подписали контрактное соглашение о разработке технического проекта реакторных установок типа ВВЭР-1000 проекта В-392 и поставке оборудования реакторных установок для энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС. Стороны также согласовали график подготовки и подписания контрактов между двумя компаниями на изготовление и поставку оборудования реакторных установок с длительным циклом изготовления и на разработку проекта и рабочей документации реакторного отделения.

Перед этим, 2 февраля с.г. Президент Украины Виктор Янукович подписал Закон Украины «О ратификации соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС» № 2917-VI. Как сообщил ранее президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский, ориентировочная стоимость этих двух блоков оценивается в 4-5 млрд долл.

Реализация соглашения предусматривает получение кредита Российской Федерацией на завершение строительства и ввод в эксплуатацию энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой АЭС, в том числе для оплаты услуг и товаров, поставляемых из РФ и украинскими исполнительными организациями, а также услуг на территории Украины. И что дальше?

А неизвестно, чем руководствовался ЕС замораживая транш? Возможно тем, что РФ последует их примеру? И в этом случае Украина с газовой удавкой на шее с низкого старта станет осваивать альтернативную энергетику на деньги ЕБРР, как безальтернативный вариант? Тайна сия велика есмъ. Европейские мозги – потемки.

ura-inform.com/ru/economics/2011/02/28/kredit

1 Март, 2011 16:15              883              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы