ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Каким будет энергорынок Украины через несколько лет?

Каким будет энергорынок Украины через несколько лет?

В той форме как сегодня Украинскому энергорынку, как в прочем и предприятию «Энергорынок» осталось существовать до 2016 года, потом правила игры обещают кардинально поменять. Но возможно глобальных изменений и не будет…
На всех высоких уровнях государственной власти принято решении про переход Украины к новой модели энергорынка. Она предусматривает заключение прямых контрактов между производителями и потребителями электроэнергии. Для внедрения этой модели понемногу изменяют законодательство страны. Но специалисты не уверены что новая модель станет лучше существующей. Остается еще много вопросов. Сможет ли новая модель эффективно существовать в нашей стране, и каким продолжительным будет время ее внедрения.

Сегодня энергорынок Украины это большой общий котел, в котором собирается разная по себестоимости производства электроэнергия от тепловых, атомных, гидроэлектростанций, а так же произведенная ветровыми, солнечными и биоэнергетическими установками. В итоговом варианте получается некая средняя цена. На ее основании с поправками на законодательные акты и решения НКРЕ формируют оптовую стоимость продажи электроэнергии государственным монополистом «Энергорынок».

Промышленных потребителей в зависимости от объемов потребления делят на две категории и тариф для них разный. Крупные потребители по решению НКРЭ платят 79,5 коп. за 1 кВт ч. без учета НДС, всем же остальным более мелким продают электроэнергию на 27 % дороже. Правда существуют скидки на потребление в ночное время, но пока эта система на крупных предприятиях не действует.

С тарифной системой для населения все еще более запутано. Размер тарифа зависит от объема потребления, отсутствию или наличию электрических плит, месту проживания город или село, отсутствию или наличию центрального отопления, многодетности и еще большим количеством льготных условий. Например, в многоквартирных домах без центрального отопления на тариф влияет время года. В общем, получается, так что некоторые платят откровенно мало, а другие по полной программе.

Если потребитель в месяц использует до 150 кВт ч тариф не очень большой для городского населения -28 коп. с НДС, а для жителей сельской местности 26 коп. Этот тариф приблизительно равен одной четвертой себестоимости всех видов электроэнергии в Украине. Если расходовать больше, то тариф по ступенчато возрастает от 150 до 800 кВт ч – 36,5 коп., а все что выше оплачивают по 95,8 коп. Но по статистике НКРЭ по максимальному тарифу платит меньше одного процента жителей.

С первого взгляда кажется что эта модель энергорынка работает в автоматическом режиме, но на самом деле ситуация на много сложнее. За полтора десятка лет существования при распределении энергопотоков и финансов появилось много разных надстроек и присосок, которые значительно нивелируют эффективность его работы. Бывает и такое что финансовые потоки распределяют в ручном режиме. Разговоры о необходимости реформировать систему звучат около десяти лет и скорее всего определенные изменения в правила игры на этом рынке будут.

Основным изменением, вокруг которого будут разрабатываться такие правила, являются двухсторонние договора между потребителем и производителем электроэнергии. Это будет похоже на работу Европейской модели, да и должно стать еще одним шагом приближающим страну к евроинтеграции. Но это возможно только ширма.

По мнению экспертов, разрабатываемая новая модель, действительно выгодна, но в первую очередь она выгодна самому богатому человеку Украины Ринату Ахметову. При запуске этой модели с приватизированных ранее им теплоэлектростанций некоторые издержки производства лягут на еще пока государственные ГП «Укргидроенерго» и НАЭК «Энергоатом». Далее металлургические предприятия, которые принадлежат этому же человеку, при новой схеме получат более дешевую электроэнергию. Я думаю, что аргументов для ввода новой системы вполне достаточно.

Выступать за или против такого реформирования можно долго, но не стоит забывать реалии таковы, что в стране самым крупным потребителем электроэнергии является Р. Ахметов и реформы рынка проводятся под него. Как в прочем и большинство реформ последнего времени, прикрытые громкими лозунгами и фразами про улучшение жизни и работу на благо народа на самом деле проводятся под благо конкретного человека или небольшой группы людей. Ныне действующая модель энергорынка тоже создавалась в свое время под одного конкретного человека П. Лазаренко, но у него по итогу не получилось завладеть всеми нитями энергетической политики страны.

Ринат Леонидович сегодня лучше справляется с должностью серого кардинала дергающего за невидимые нити. Да и новая разрабатываемая модель будет финансово интересна не только ему, при новой схеме распределения финансовых потоков в выигрыше будут крупные производители и владельцы тепловых энергогенераций. Да и не стоит забывать про стремительно растущую бизнеструктуру под названием «Семья», которая, скорее всего, приобретет после проведения ремонтных работ за счет бюджета «Центрэнерго» и тоже получит свой кусочек при распределении такого пирога как финансы на энергорынке.

Льготы получат так же и поставщики альтернативной энергии. И действительно ведь ее нужно развивать под благосостояние конкретных людей. И по новой схеме страна, продающая на экспорт электроэнергию по 48 коп, будет покупать у компаний близких к семье Клюевых электроэнергию, выработанную из возобновляемых источников по 5,05 грн. Тем более что в таких схемах тоже заинтересованы представители «Семьи».

Но окончательно сказать, как будет работать энергорынок Украины не возможно, четкое представление главных игроков-реформаторов существует только при распределении объемов кому сколько перепадет. Но как это будет работать схематически и в законодательном поле еще не ясно.

К вводу новой схемы нужного готовится начинать готовится уже сегодня, например уже с 2016 года обленерго которые сегодня ведут только общий учет должны будут четко разделить функции транспортировки электроэнергии и реализации ее оптовым и розничным покупателям в отдельности. Этими вопросами в масштабах страны ни кто не пытался даже заниматься.

Но работа в направлении реформ все, же ведется уже известно, что для изменения правил игры нужно внести изменения в более чем 50 законодательных актов. Их не успеют принять до открытия осенью Вильнюсского саммита. Ну, а вопрос об их действенности и взаимосвязанности вообще не стоит. Например, старая схема после ее введения оттачивалась годами.

В первых числах июля Ассоциацией «Украинский ядерный форум» была организована международная конференция, посвященная новым перспективам развития атомной энергетики учитывая перспективы вступления в Европейский союз. Ее целью было изучить будущие схемы работы атомной энергетики в новых условиях. Для обсуждения этих проблем приехали специалисты из Европы, и разговор получился довольно интересным. Несмотря на уклон в сторону атомной энергетики в основном обсуждались модели энергорынков наша и европейская. Ведь проблемы не только у нас, а как показывает последнее время европейская система тоже далеко не доскональная.

Один из польских участников конференции - Кшиштоф Рогульски рассказал о том беспорядке, который был на польском энергорынке, во время перехода на европейские правила игры. Первоначально и их энергокомпании проигнорировали подготовку к этому. Но дело в том, что у нас есть свои особенности в отличие от Польши. В нашей системе работает всего два основных участника НАЭК «Энергоатом» и ДТЭК. Под контролем у ДТЭК практически три четверти всех энергопоставок. У соседей во время перехода были реально независимые хозяйственные суды и открытый доступ к европейской электроэнергии. Да и уровень дотаций рынка был меньше. В конечном итоге переход на европейскую модель открыл доступ для значительных инвестиций в польскую энергетику.

По предварительным расчетам польских специалистов при ведении новой модели в Украине распределение долей рынка электроэнергии, которая будет продаваться по контрактам нескольких типов, будет следующим образом – по 30% будет продаваться по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным контрактам. Ну а остальные 10% это договора поставок на следующий день и постоянно балансирующие между первыми тремя категориями договора.

Хотя такие предположения не очень радужные. Долгосрочные договора должны обеспечивать инвестиции в развитие и модернизацию производственных мощностей и цена долгосрочных контрактов, не зависит, от каких ни будь индексов. А теперь представьте, что всего 30% продаваемой электроэнергии будет обеспечивать инвестиции в модернизацию, будет ли она, проводится вообще?

При новой модели основным донором для украинской энергетики должен стать «Энергоатом» развитие, которого и обсуждалось на конференции. Для сглаживания дисбаланса стоимости электроэнергии будет введена определенная структура – Фонд выравнивания стоимости. В фонд будут собирать деньги от продажи электроэнергии выработанной при помощи атомных и гидроэлектростанций. Остальные, включая и негосударственные предприятия, вырабатывающие энергию из возобновляемых источников, и ТЭЦ будут получать с фонда компенсацию стоимости.

Под данную схему уже началась продажа теплоэлектроцентралей, недавно самую новую из них Харьковскую ТЭЦ 5 довольно недорого приобрел еще один крупный местный олигарх господин Фирташ.

Для атомщиков эта модель не очень приемлема и возможно приведет к деградации отрасли. Донорство будет выглядеть приблизительно так. Реализовав на рынке 83 млрд. кВт ч по средней цене атомная отрасль могла бы получить 56,4 млрд. грн. Но реальный тариф в три раза ниже и они получат только 18,4 млрд. грн. При этом 67,4 % или 38 млрд. грн. окажутся в Фонде выравнивания, через который будут распределены между «нуждающимися». Можно смело утверждать, что полученных денег НАЭК «Энергоатом» хватит только для поддержания себя на плаву, ни о каком развитии речь идти не будет.

Хотя нынешняя ситуация приблизительно такая же. Проблемы атомной энергетики страны в том, что блоки стареют и для продления сроку их службы нужно проводить ремонты и модернизацию, но средств даже при старой модели не хватает. Ранее озвученные планы про строительство новых блоков на АЭС никто из знающих реальную ситуацию людей не воспринимает серьезно.

Сначала говорили, что к 2030 году сдадут в эксплуатацию десять блоков, потом их количество уменьшилось до семи, а сейчас речь идет о трех и как то очень не уверенно. При этом все сегодня работающее блоки за исключением двух новых к 2026 году полностью выработают свой плановый ресурс. Срок эксплуатации могут продлить еще до 20 лет, но это все и, не вводя новые мощности, на атомной энергетике можно будет ставить крест. Да и где гарантия, что ничего не случится при работе реакторов сверх планового срока?

Финансовых ресурсов сегодня не хватает для запуска двух недостроенных реакторов на Хмельницкой АЭС. Предполагалось для этих целей взять кредиты, но существующая схема распределения средств на рынке сразу выливается в повышенную процентную ставку из-за увеличения рисков кредитования. Данный вопрос не решается на протяжении нескольких лет.

В отчете проведенной конференции четко определено, что большинство экспертов раскритиковало новую схему распределения финансовых потоков на энергорынке Украины. Все выразили озабоченность не равными условиями для разных генераций, практически отсутствуют два основополагающих принципа функционирования рынка равность и прозрачность.

С другой стороны ресурсов атомных энергоблоков хватит до конца этого президентского срока и что будет с властью дальше, ни кто предугадать не может, поэтому, зачем думать наперед. А что будет со страной к 2020 году вообще мало кого из них интересует.

Интересно, что участие в этой конференции не принял ни один представитель Минэнергугольпрома, Нацкомиссии по регулированию энергетики. Были не многочисленные представители Верховной рады, Укренерго и НАЭК.

Конечно, кроме распределения финансовых потоков еще одной задачей Фонда выравнивания станет покрытие убытков от продаваемой населению электроэнергии, потому что для выхода на рыночные цены в этом сегменте нужно будет поднять тарифы в четыре раза. А к этому сегодня одинаково не готовы ни власть, почувствовавшая на себе еще слабые, но возрастающие возмущения народа, ни население у которого уровень жизни растет только по статистике кабмина. При этом потребности в компенсациях с каждым годом увеличиваются. Несколько лет назад для этих целей хватало десяти миллиардов, а в 2013 году эта цифра, возможно, превысит 40 млрд. Даже в более благополучной Болгарии решение поднять тарифы на электроэнергию, по сути, отправило правительство в отставку. Поэтому тарифы для населения, скорее всего, тронуть не рискнут, и финансовую нагрузку рынка все также будут нести на себе ГЭС и АЭС.

Атомщики предлагают, чтоб платежи в Фонд выравнивания платили все пропорционально от стоимости реализованной товарной электроэнергии. В таком случае большинство средств в фонд придется заплатить ТЭС. Учитывая, что часть из них находятся в известных нам руках, такое решение принято не будет. Вопрос стоит только в том всю ли нагрузку переложат на АЭС и ГЕС или все-таки, некоторую ее часть возьмет на себя и Ринат Леонидович? Учитывая то, что подконтрольные ему ТЭЦ производят уже 28% электроэнергии.

Наши местные эксперты тоже высказали много критических замечаний предлагаемой модели, например, так и не решено за счет чего будут покрываться кассовые разрывы при распределении выручки через Фонд выравнивания, кто будет гарантировать возврат долгов и т. д. Вопросов очень много, предлагаемая модель не продумана и далеко не совершенна. Основные проблемы существующей системы им новой одинаковы отсутствие конкуренции и совершенно не рыночные отношения. Это все с одной стороны не дает развиваться энергетике, за счет собственных средств и практически закрывает дорогу для серьезных инвесторов, оставляя рынок нескольким местным олигархам и бизнесгруппировкам.

30 Июль, 2013 11:17              1587              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы