ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Ядерная энергетика Украины как разменная монета

Ядерная энергетика Украины как разменная монета

     Есть такая примета – если на международных переговорах не достигнуты желаемые цели, отечественные политики, чтобы сгладить впечатление, начинают вспоминать об успехах украинской ядерной энергетики, особое внимание, уделяя положительным результатам сотрудничества или с РФ или ЕС.

     Четвертого марта этого года проходили переговоры между президентом Украины В.Ф. Януковичем и России В.В.Путиным. Хотя главная цель переговоров была цена на газ и поиск механизмом ее снижения, украинский лидер, что называется, «перевел стрелки» на успехи кооперации между странами в ядерной сфере. В частности, рассказывал представителям российских СМИ о заинтересованности Украиной в строительстве двух новых ядерных реакторах на ее территории.

     Правда, для тех, кто «в теме», странно слышать подобные речи. Если разбираться по сути, то это всего, лишь пустые декларации, на которые горазды наши лидеры. Можно посмотреть на этот вопрос чисто с технической стороны и увидеть существенные недостатки. Во-первых, кредитное соглашение (считай, основная статья финансирования) до сих пор не подписано, хотя срок «тянучки» данного вопроса уже перевалил за три года. Во-вторых, не разработаны никакие технические и регламентационные документы. Нет не то что проекта, а даже технических требований к нему.

     Давайте посмотрим со стороны политики. Вряд ли данный проект будет реализован с российской стороной, так как уже длительный термин украинская ядерная энергетика плодотворно сотрудничает с ЕС.

     24 февраля 2013 года прошел саммит Украина-ЕС. По результатам этого политического мероприятия европейцы положительно оценили шаги украинской стороны, направленные на проведение стресс-тестов своих ядерных мощностей. Кроме того, еврочиновники надеются на углубление отношений между сторонами и намекнули, что шансы украинской стороны на получение кредитов для ядерной энергетики от европейских структур достаточно высоки.

     В период с 2008 по 2009 годы миссия международных специалистов от ЕС и МАГАТЭ провели серию мероприятий, направленных на повышение технической безопасности украинских блоков. Например, была улучшена система по разработке проектов, эксплуатации, вывоз отработанного топлива, закрытие блоков и деятельность государственного регулятора.

     В результате украинские энергоблоки признали таковыми, которые имеют уровень безопасности, равного европейскому.

     Дополнительно, после печальных событий на японской атомной станции «Фукусима» европейскими чиновниками была предложена инициатива странам, владеющим ядерными блоками, пройти дополнительные стресс-тесты для своих мощностей. От соседей ЕС согласие на подобные меры дали только две страны – Швейцария и Украина.

     На нашей территории испытаниям подверглись: все ныне действующие энергоблоки, включая блоки с номерами один, два и три ЧАЕС. Дополнительно проверялась безопасность хранилища отработанного ядерного топлива на ЧАЕС и ЗАЕС (г.Энергодар, Запорожской области).

     Были предоставлены результаты секретариата МАГАТЭ от Государственной инспекции ядерного регулирования от 30 декабря 2012 года. По обобщенным результатам МАГАТЭ признало состояние отечественной ядерной энергетики таким, которое выполняет все ныне действующие стандарты и требования. Соответственно, была получена хорошая оценка техническому состоянию родного «мирного атома», что не может не радовать. Кроме того, в международной организации отметили, что в ходе совместной работы украинские специалисты получили хороший практический опыт.

     Были, конечно, и свои замечания. Однако, они были сделаны скорее с поправкой на недавнишние события в Японии. Например, было отмечена, недостаточна сейсмологическая устойчивость энергоблоков, недочеты в управлении. Например, тепло от реакторов отводится недостаточно быстро или существует потенциальная опасность потерять конечный поглотитель, и тому подобное.

     Поэтому, для практической реализации предписаний, был разработан Национальный план действий, первоначальное обсуждение которого состоялось 5 марта 2013 года. Расширенное обсуждение планируется в апреле этого года в г. Брюссель.

     Из него можно отметить весьма интересный пункт. Согласно требований, предписывается «подогнать» украинское законодательство в ядерной сфере под форматы ЕС. Для этого необходимо принять серию законов и подзаконных актов, которые устанавливают новые стандарты безопасности строительства и эксплуатации ядерных энергоблоков. В том числе, с учетом уроков, извлеченных из аварии на «Фукусиме». И если такие документы примут (в планах до конца текущего года), то строительство энергоблоков № 3 и 4 на Хмельницкой АЭС на фундаменте, возведенном еще в 80-х годах прошлого столетия, будет запрещено законодательно. Следовательно, механизм совместного возведения с российской стороной не будет реализован.

     Однако от технической стороны перейдем к финансовой, а именно к путям покрытия себестоимости, то есть к тарифам для потребителей.

     Проведение мероприятий, направленных на повышение уровня технической безопасности, требует денег. По результатам консультаций, Кабинетом Министров была утверждена программа внедрения стандартов безопасности сроком от 2011 до 2017 годов стоимостью в 12,5 млрд. грн. Такая сумма была принята до получения результатов совместных тестов.

     Но уже 14 января 2013 года руководство Национальной акционерной энергетической компании «Энергоатом» устами технического директора Александра Шавлакова объявило, что имеется факт недофинансирования требуемых мероприятий, так как после японской аварии количество механизмов, направленных на повышение уровня безопасности увеличилось. Однако, такое положение не нашло своего отражения в тарифах для потребителей. Из необходимых 3,95 млрд. грн НКРЭ утвердила только 1,739 млрд. грн в 2012 календарном году. Для нынешнего года ситуация усугубилась еще больше – из требуемых 3 млрд. грн по тарифам «прошло» 620 млн. грн. Это притом, что с учетом рекомендаций международных организаций до 2017 года необходимо уже 16,5 млрд. грн.

     Председатель Государственной инспекции по ядерному регулированию Елена Миколайчук в тот же день заявила, что без реализации повышения тарифа для потребителей будет снижаться доля ядерной генерации в общем «котле» производства электроэнергии, что в перспективе спровоцирует резкое повышение тарифов для населения. По ее словам, лучше начинать повышение цен постепенно.

     Однако, чем дальше в лес, тем толще партизаны. Ситуация, ныне сложившаяся на энергетическом рынке страны, по сути, патовая. Реализована всего лишь одна схема, где участвует один покупатель электричества – государственное предприятие «Энергорынок».

     Именно благодаря ему реализуется такое явление, как перекрестное субсидирование, то есть компенсация поставщикам электрической энергии части затрат, которые те несут в связи с работой по фиксированному тарифу. Например, им оплачивают неполученную прибыль, которую они не могут получить из-за продажи электроэнергии населению, имеющего льготы. По данным Оптового рынка электроэнергии, в 2012 году размер таких субсидий составил 34,47 млрд. грн. Прогноз на 2013 год , 40 млрд. грн.

     При этом ГП «Энергорынок» наращивает задолженность перед «Энергоатомом». Состоянием на 1 февраля 2013 года эта сумма (с учетом предыдущих периодов) достигла уже 6,1 млрд. грн. При этом наблюдается тенденция к наращиванию такой задолженности. Проблемы атомщиков усугубляются тем, что нынешнее правительство не может (или не хочет) предложить действующие механизмы возврата долгов.

     Еще немного цифр для размышления. Оптовая цена с 1 марта 2013 года составляет 71,9 коп. за киловатт-час. Для промышленных потребителей цены составили: 77,97 для напряжения первого класса и 99,24 для второго. А это уже выше среднеевропейских цен.

     В 2012-м году «Энергоатом» продал на Оптовый рынок электроэнергии продукции общей стоимостью на 21,5 млрд. грн. Частная компания ДТЭК, принадлежащая Ринату Ахметову, за аналогичный период продала продукцию на общую сумму в 30 млрд. грн. Она заработала, с учетом перемещения при участии облэнерго 36,8 млрд. грн.

      Дополнительно ДТЭК заработала на экспорте электроэнергии 300 млн. долларов. Ну и конечно, у нее нынче нет проблем с компенсацией НДС за счет государственного бюджета.

     И еще один штрих к общей картине, составленной монополистом. За счет поддержки государства, ДТЭК приобретает электроэнергию без учета дотационных сертификатов, чем не доплатила в 2012 году в казну страны (через ГП «Электрорынок») около 600 млн. грн.

     И как результат такого теплого отношения нынешнего Кабмина к частной компании выручка последней составила 82,6 млрд. грн, при чистой прибыли – 5,9 млрд. грн.

     И наконец, самое интересное – о налогах. В 2012 году «Энергоатом» обогатил государство на сумму в 8,2 млрд. грн. Насколько обогатила ДТЭК остается загадкой, так как найти в свободном доступе эту информацию не представляется возможным. Видимо, действует положение о сохранности корпоративной тайны. А жаль, было бы интересно почитать и посчитать…

     Если посмотреть немного раньше, в 2011 год, данные такие: «Энергоатом» - 5,573 млрд. налогов против 19,4 млрд. прибыли. ДТЭК – 5,6 млрд. грн налогов против 39,6 млрд. грн прибыли. Как такое возможно – разница в доходах компаний различается, считай, в два раза, а размер уплаченных налогов одинаков, внятного ответа получить не удается. Наверное, у ДТЭК маркетинг получше или лица красивее.

     И наконец, последний штрих в общую картину ситуации на отечественном энергорынке. 5 марта этого года МИД и Международная торгово-промышленная палата Украины на совместном «круглом столе» активно агитировали за изменение в ст. 25 законопроекта № 0916 «Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины» (взят на основу 20 ноября 2012г). Речь в упомянутой статье идет о Фонде регулирования стоимостного дисбаланса. Так вот, основными донорами, по проекту, должны стать две государственные компании – «Энергоатом» и ПАО «Укргидроэнерго». Задача Фонда – финансирование мероприятий, направленных на развитие «зеленной энергетики» и дотация населения и ТЭС. Правда, прозвучало предложение, что пополнять фонд должны также компании, которые эти ТЭС эксплуатируют.

     Кроме того, прозвучало мнение, что необходимо постепенно повышать тарифы до «экономически обоснованного уровня».

     Если подвести итоги, нетрудно заметить, как государственные чиновники рьяно защищают интересы не бюджетообразующих предприятий, а частной компании. Например, чиновник из Минэнергоугольпром заявил, что «Энергоатому» «стоит затянуть пояс». При этом он цинично отметил, что им не нужна ситуация, как в «забитой Болгарии», то есть массовые демонстрации и отставка правительства. Отметим, что болгар на подобные меры вынудили власти, необоснованно повысив тариф на электроэнергию.

     Налицо видны результаты «покращеннь» - успешная государственная компания, которая помогает увеличивать доходную часть государственного бюджета, активно «забивают под лавку», перенося на нее все финансовые тяготы, и предоставляя возможность частным структурам «снимать сливки».

     Конечно, мало верится в то, что с доходов, полученных ДТЭК, будут исправно заплачены налоги. Конечно, надо же «бедным» чиновникам преподносить дорогие подарки, чтобы облегчить их и без того тяжелую жизнь.

     Однако хочется напомнить людям, сидящим в высоких кабинетах, что в вопросах, связанных с ядерной безопасностью, как-то не принято на планете Земля экономить. Ведь если у них имеется возможность быстро «свалить» с опасной территории куда-нибудь в теплое место, то подавляющей части населения придется жить с этой бедой. И не стоит думать, что там, в теплой загранице, никто не заинтересуется вопросами, почему в своей время не был произведен комплекс нужных мер по безопасности. Ведь планета у нас одна, и других альтернатив, к сожалению, в ближайшее время не предвидится.

Опубликовал: Святославович

31 Март, 2013 14:40              1065              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы