ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

Большая окупаемость малой воды. Как развивается малая гидроэнергетика в Украине

Большая окупаемость малой воды. Как развивается малая гидроэнергетика в Украине

Государство предоставило основные преференции для развития возобновляемых источников энергии — "зеленый" тариф, гарантии закупки произведенной электроэнергии и присоединения к энергосистеме, льготное налоговое законодательство. Но все это требует опыта практической реализации и решения ряда проблем, стоящих на пути создания благоприятных условий для инвесторов. Сейчас идет доработка механизмов применения "зеленого" тарифа к видам возобновляемых источников энергии. В частности, состояние и перспективы развития малой гидроэнергетики обсуждались в ходе Международного форума по возобновляемой энергетике и энергоэффективности "REF-2011".

Президент ООО "Энергоинвест" (г.Винница) Владимир Житник поделился опытом модернизации малых ГЭС и работы по "зеленому" тарифу в Украине. Эта компания 12 лет эксплуатирует малые ГЭС, восстанавливает бездействующие станции, реконструирует и модернизирует их. В.Житник сообщил, что на данный момент компания эксплуатирует 12 малых ГЭС суммарной установленной мощностью 13.1 МВт. Большинство станций расположено в Винницкой области на реках Мурафа, Южный Буг и Соб, одна ГЭС — во Львовской области на р.Стрый и одна — в Ивано-Франковской области на р.Прут.

По словам В.Житника, начиная с 2009 г. за счет "зеленого" тарифа компания смогла вкладывать значительно больше средств в развитие малых ГЭС, возобновила работу трех станций, провела капитальные ремонты оборудования, плотин и других гидросооружений.

Говоря о том, что сегодня беспокоит инвестирующих в малую гидроэнергетику и мешает интенсивно двигаться в этом направлении, В.Житник отметил, что, во-первых, государство из года в год повышает нормативы сбора за водопользование для нужд гидроэнергетики — с 2002 г. по 2011 г. они выросли в 5.3 раза. После принятия закона о "зеленом" тарифе динамика роста этого сбора не уменьшилась: с 2009 г. по 2011 г. — рост в 1.4 раза. Это дает все основания инвесторам сомневаться в том, что проекты строительства малых ГЭС окупятся в предполагаемый срок.

Во-вторых, существует требование Водного кодекса Украины о предоставлении разрешения на специальное водопользование для нужд гидроэнергетики, которое выдается на срок от 3 до 25 лет. "Но чиновники областных управлений по экологии, как правило, предоставляют это разрешение с минимальным сроком — на три года, применяя при этом разные формы произвола. А инвестор хочет быть уверен, что, построив малую ГЭС, он получит разрешение на водопользование на весь период эксплуатации станции", — сказал В.Житник.

Кроме того, затраты на подключение станции к энергосистеме должны компенсироваться непосредственно инвестору — путем увеличения НКРЭ "зеленого" тарифа на определенный период (но не более двух-трех лет). Однако, по словам В.Житника, декларативное право инвестора на фактически бесплатное присоединение к сетям реализовать на практике почти невозможно, поскольку механизм компенсации этих затрат для облэнерго в структуре инвестиционной составляющей сейчас очень сложен.

Сегодня "зеленый" тариф для малых ГЭС составляет 84.19 коп/кВтч, что может быть выгодно для станций установленной мощностью свыше 1000 кВт. "А для вновь построенных ГЭС мощностью меньше 1000 кВт такой тариф не позволяет уложиться даже в нормативно обоснованный срок окупаемости — 7 лет, не говоря уже о том, что банки могут выдать кредит только на два-три года", — отметил В.Житник.

Срок окупаемости средств, вложенных в ГЭС мощностью до 1000 кВт, значительно больше, чем у крупных станций. Например, чтобы окупить вложенные "Энергоинвестом" деньги в восстановление Слобода-Бушанской ГЭС мощностью 264 кВт при действующем тарифе, понадобится 12 лет.

Удельные капиталовложения на 1 кВт установленной мощности восстанавливаемой ГЭС составляют $3-5 тыс, при строительстве новой станции — $6-8 тыс. При мощности малой ГЭС около 10 МВт удельные капиталовложения могут быть на уровне $2-4 тыс/кВт.

Восстановление недействующей малой ГЭС продолжается два-три года, а строительство новой ГЭС с получением всех разрешений, экспертных заключений и согласований с землеотводом — пять-шесть лет.

"Между тем, чтобы освоить экономически целесообразный гидропотенциал Украины, нужно будет строить именно малые ГЭС мощностью до 1000 кВт. Понятно, что при таких сроках окупаемости это направление деятельности становится непривлекательным для инвестора", — считает В.Житник.

По его мнению, для решения проблемы нужно вернуться к предложениям, которые обсуждались на стадии разработки закона о "зеленом" тарифе. Тогда предлагалось разделение малых гидроэлектростанций на микро-ГЭС — до 10 кВт, мини-ГЭС — до 100 кВт и малые ГЭС — до 1000 кВт, и соответствующие коэффициенты к "зеленому" тарифу — 0.8 для малых ГЭС, 1.3 — для мини-ГЭС, 1.6 — для микро-ГЭС. Это позволило бы значительно оптимизировать срок окупаемости капиталовложений в малой гидроэнергетике.

По словам В.Житника, есть еще ряд вопросов, связанных со снятием запрета на приватизацию гидросооружений малых ГЭС. Нужно также разработать и утвердить механизм выделения земельных участков под строительство и реконструкцию малых ГЭС, упростить процедуру приема станций в эксплуатацию и др.

Опыт Армении

"Развитие малой гидроэнергетики в постсоветских государствах крайне неравномерно. Например, если в Украине и Армении наблюдается бурный рост активности, то в других странах — полная пассивность", — отметил президент ООО "Гидроэнергетика" (Армения) Григор Габаян.

По его словам, опыт показывает, что энергетический потенциал отнюдь не является доминирующим фактором развития этой отрасли. Главным образом на активность стран в малой гидроэнергетике влияют такие факторы, как законодательная база, обеспечивающая долгосрочные гарантии на закупку всей выработанной э/э, тариф, достаточный для окупаемости проектов в сроки не более 8-10 лет, демонополизация отрасли и упрощенное администрирование при оформлении разрешительных документов на осуществление проектов.

Г.Габаян отметил, что при благоприятной законодательной базе активизируются не только инвесторы, но и финансирующие структуры, что подтверждает опыт Армении за последние пять лет. Государство законодательно гарантирует закупку всей выработанной на малых ГЭС э/э по фиксированному тарифу в течение 15 лет после ввода станции в эксплуатацию. Отрасль демонополизирована и контролируется Комиссией по регулированию общественных услуг Республики Армения.

"Только эти факторы, несмотря на довольно низкий тариф ($0.052/кВтч), обеспечили резкий рост отрасли", — подчеркнул Г.Габаян. За последние пять лет построено около 80 новых станций, сейчас на стадии строительства или разработки проекта находится еще примерно 60 малых ГЭС. Доля малой гидроэнергетики в общей выработке э/э страны уже достигла 4%, а к 2015 г. ожидается ее увеличение до 10%.

Впрочем, наряду с успехами, есть и проблемы, основной из которых является качество силового оборудования, устанавливаемого на малых ГЭС.

Исследования, проведенные на более чем 20 построенных за последние годы станциях, показали, что чаще всего возникающие проблемы связаны со следующими факторами. Это, в частности, неадекватность водозаборных сооружений с паводковыми расходами, низкое качество деривационных водоводов (в основном применяются бывшие в употреблении трубы), отсутствие или недостаточность размеров отстойных сооружений, неправильный выбор агрегатов (по типу и по количеству), отсутствие систем автоматического регулирования. Из-за низкого качества агрегатов происходят частые остановки на ремонт. Вследствие эрозии и кавитации рабочие части турбин быстро изнашиваются.

Первые три проблемы, по словам Г.Габаяна, связаны с качеством проектирования и строительства малых ГЭС. Впрочем, за последние годы уровень выполнения проектов заметно повысился. Этому способствуют, в частности, высокие технические требования организаций, которые финансируют программы по возобновляемой энергетике — KfW, IFC, EBRD и др.

Сложнее с выбором агрегатов. Когда в малой гидроэнергетике только начиналась активная деятельность, на станциях устанавливались в основном агрегаты местного производства. На сегодняшний день ситуация изменилась в сторону использования высококачественных агрегатов европейского производства. "Более того, ранее установленные агрегаты заменяются на современные с системой автоматического регулирования. Все это свидетельствует о постепенном повышении уровня технической подготовленности инвесторов в малой гидроэнергетике", — отметил Г.Габаян.

Строительство ГЭС с современными европейскими агрегатами и новыми деривационными трубами приводит к увеличению удельной стоимости станции примерно в два раза. Но при этом достигается много положительных эффектов. Так, годовая выработка станции увеличивается на 20-25% благодаря повышению КПД и сокращению простоев. Установленная мощность ГЭС увеличивается на 8-12% вследствие сокращения потерь напора на водоводе. Эксплуатационные затраты сокращаются на 50% благодаря полностью автоматизированной системе управления агрегатом. Ремонтные затраты сокращаются в 6-8 раз на протяжении пяти лет эксплуатации. Все это обеспечивает гарантию бесперебойной работы станции на весь период погашения кредитов — 8-12 лет.

Оксана ЛИВЕНЬ

UA Energy © 2010

Президент ООО "Энергоинвест" (г.Винница) Владимир Житник поделился опытом модернизации малых ГЭС и работы по "зеленому" тарифу в Украине. Эта компания 12 лет эксплуатирует малые ГЭС, восстанавливает бездействующие станции, реконструирует и модернизирует их. В.Житник сообщил, что на данный момент компания эксплуатирует 12 малых ГЭС суммарной установленной мощностью 13.1 МВт. Большинство станций расположено в Винницкой области на реках Мурафа, Южный Буг и Соб, одна ГЭС — во Львовской области на р.Стрый и одна — в Ивано-Франковской области на р.Прут.

По словам В.Житника, начиная с 2009 г. за счет "зеленого" тарифа компания смогла вкладывать значительно больше средств в развитие малых ГЭС, возобновила работу трех станций, провела капитальные ремонты оборудования, плотин и других гидросооружений.

Говоря о том, что сегодня беспокоит инвестирующих в малую гидроэнергетику и мешает интенсивно двигаться в этом направлении, В.Житник отметил, что, во-первых, государство из года в год повышает нормативы сбора за водопользование для нужд гидроэнергетики — с 2002 г. по 2011 г. они выросли в 5.3 раза. После принятия закона о "зеленом" тарифе динамика роста этого сбора не уменьшилась: с 2009 г. по 2011 г. — рост в 1.4 раза. Это дает все основания инвесторам сомневаться в том, что проекты строительства малых ГЭС окупятся в предполагаемый срок.

Во-вторых, существует требование Водного кодекса Украины о предоставлении разрешения на специальное водопользование для нужд гидроэнергетики, которое выдается на срок от 3 до 25 лет. "Но чиновники областных управлений по экологии, как правило, предоставляют это разрешение с минимальным сроком — на три года, применяя при этом разные формы произвола. А инвестор хочет быть уверен, что, построив малую ГЭС, он получит разрешение на водопользование на весь период эксплуатации станции", — сказал В.Житник.

Кроме того, затраты на подключение станции к энергосистеме должны компенсироваться непосредственно инвестору — путем увеличения НКРЭ "зеленого" тарифа на определенный период (но не более двух-трех лет). Однако, по словам В.Житника, декларативное право инвестора на фактически бесплатное присоединение к сетям реализовать на практике почти невозможно, поскольку механизм компенсации этих затрат для облэнерго в структуре инвестиционной составляющей сейчас очень сложен.

Сегодня "зеленый" тариф для малых ГЭС составляет 84.19 коп/кВтч, что может быть выгодно для станций установленной мощностью свыше 1000 кВт. "А для вновь построенных ГЭС мощностью меньше 1000 кВт такой тариф не позволяет уложиться даже в нормативно обоснованный срок окупаемости — 7 лет, не говоря уже о том, что банки могут выдать кредит только на два-три года", — отметил В.Житник.

Срок окупаемости средств, вложенных в ГЭС мощностью до 1000 кВт, значительно больше, чем у крупных станций. Например, чтобы окупить вложенные "Энергоинвестом" деньги в восстановление Слобода-Бушанской ГЭС мощностью 264 кВт при действующем тарифе, понадобится 12 лет.

Удельные капиталовложения на 1 кВт установленной мощности восстанавливаемой ГЭС составляют $3-5 тыс, при строительстве новой станции — $6-8 тыс. При мощности малой ГЭС около 10 МВт удельные капиталовложения могут быть на уровне $2-4 тыс/кВт.

Восстановление недействующей малой ГЭС продолжается два-три года, а строительство новой ГЭС с получением всех разрешений, экспертных заключений и согласований с землеотводом — пять-шесть лет.

"Между тем, чтобы освоить экономически целесообразный гидропотенциал Украины, нужно будет строить именно малые ГЭС мощностью до 1000 кВт. Понятно, что при таких сроках окупаемости это направление деятельности становится непривлекательным для инвестора", — считает В.Житник.

По его мнению, для решения проблемы нужно вернуться к предложениям, которые обсуждались на стадии разработки закона о "зеленом" тарифе. Тогда предлагалось разделение малых гидроэлектростанций на микро-ГЭС — до 10 кВт, мини-ГЭС — до 100 кВт и малые ГЭС — до 1000 кВт, и соответствующие коэффициенты к "зеленому" тарифу — 0.8 для малых ГЭС, 1.3 — для мини-ГЭС, 1.6 — для микро-ГЭС. Это позволило бы значительно оптимизировать срок окупаемости капиталовложений в малой гидроэнергетике.

По словам В.Житника, есть еще ряд вопросов, связанных со снятием запрета на приватизацию гидросооружений малых ГЭС. Нужно также разработать и утвердить механизм выделения земельных участков под строительство и реконструкцию малых ГЭС, упростить процедуру приема станций в эксплуатацию и др.

Опыт Армении

"Развитие малой гидроэнергетики в постсоветских государствах крайне неравномерно. Например, если в Украине и Армении наблюдается бурный рост активности, то в других странах — полная пассивность", — отметил президент ООО "Гидроэнергетика" (Армения) Григор Габаян.

По его словам, опыт показывает, что энергетический потенциал отнюдь не является доминирующим фактором развития этой отрасли. Главным образом на активность стран в малой гидроэнергетике влияют такие факторы, как законодательная база, обеспечивающая долгосрочные гарантии на закупку всей выработанной э/э, тариф, достаточный для окупаемости проектов в сроки не более 8-10 лет, демонополизация отрасли и упрощенное администрирование при оформлении разрешительных документов на осуществление проектов.

Г.Габаян отметил, что при благоприятной законодательной базе активизируются не только инвесторы, но и финансирующие структуры, что подтверждает опыт Армении за последние пять лет. Государство законодательно гарантирует закупку всей выработанной на малых ГЭС э/э по фиксированному тарифу в течение 15 лет после ввода станции в эксплуатацию. Отрасль демонополизирована и контролируется Комиссией по регулированию общественных услуг Республики Армения.

"Только эти факторы, несмотря на довольно низкий тариф ($0.052/кВтч), обеспечили резкий рост отрасли", — подчеркнул Г.Габаян. За последние пять лет построено около 80 новых станций, сейчас на стадии строительства или разработки проекта находится еще примерно 60 малых ГЭС. Доля малой гидроэнергетики в общей выработке э/э страны уже достигла 4%, а к 2015 г. ожидается ее увеличение до 10%.

Впрочем, наряду с успехами, есть и проблемы, основной из которых является качество силового оборудования, устанавливаемого на малых ГЭС.

Исследования, проведенные на более чем 20 построенных за последние годы станциях, показали, что чаще всего возникающие проблемы связаны со следующими факторами. Это, в частности, неадекватность водозаборных сооружений с паводковыми расходами, низкое качество деривационных водоводов (в основном применяются бывшие в употреблении трубы), отсутствие или недостаточность размеров отстойных сооружений, неправильный выбор агрегатов (по типу и по количеству), отсутствие систем автоматического регулирования. Из-за низкого качества агрегатов происходят частые остановки на ремонт. Вследствие эрозии и кавитации рабочие части турбин быстро изнашиваются.

Первые три проблемы, по словам Г.Габаяна, связаны с качеством проектирования и строительства малых ГЭС. Впрочем, за последние годы уровень выполнения проектов заметно повысился. Этому способствуют, в частности, высокие технические требования организаций, которые финансируют программы по возобновляемой энергетике — KfW, IFC, EBRD и др.

Сложнее с выбором агрегатов. Когда в малой гидроэнергетике только начиналась активная деятельность, на станциях устанавливались в основном агрегаты местного производства. На сегодняшний день ситуация изменилась в сторону использования высококачественных агрегатов европейского производства. "Более того, ранее установленные агрегаты заменяются на современные с системой автоматического регулирования. Все это свидетельствует о постепенном повышении уровня технической подготовленности инвесторов в малой гидроэнергетике", — отметил Г.Габаян.

Строительство ГЭС с современными европейскими агрегатами и новыми деривационными трубами приводит к увеличению удельной стоимости станции примерно в два раза. Но при этом достигается много положительных эффектов. Так, годовая выработка станции увеличивается на 20-25% благодаря повышению КПД и сокращению простоев. Установленная мощность ГЭС увеличивается на 8-12% вследствие сокращения потерь напора на водоводе. Эксплуатационные затраты сокращаются на 50% благодаря полностью автоматизированной системе управления агрегатом. Ремонтные затраты сокращаются в 6-8 раз на протяжении пяти лет эксплуатации. Все это обеспечивает гарантию бесперебойной работы станции на весь период погашения кредитов — 8-12 лет.

Оксана ЛИВЕНЬ

UA Energy © 2010

11 Ноябрь, 2011 21:19              3980              ]]>Печать]]>
0 / 0 ( Нет оценки )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы