Уважаемый Захаров О.Г. (taras.apletin@yandex.ru).
"Беглое знакомство с оглавлением", тон реплик и многочисленные ссылки на свои статьи провоцируют сделать предположение, что целью написанного является очень нескромная самореклама и уничижение работ других авторов. Извините, если это не так.
taras.apletin@yandex.ru писал(а):Беглое знакомство с оглавлением вызывает определенные сомнения.
Прежде всего из-за того, что термин надежность употребляют в бытовом смысле. Не разделена схемная и аппаратная надежность.
В соответствии с терминологией, приведенной в книге «Надежность систем в энергетике. Терминология.» Под ред. Ю.Н. Руденко, надежность определяется как свойство объекта выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях в эксплуатации.
В названии монографии монографии указывается, что в ней рассматриваются методы и технические ссредства. Надежность определяется, как свойствами системы взаимодействующих устройств релейной защиты, так и отдельных устройств и их функциональных элементов. Надежность функционирования РЗ предполагает надежность срабатывания при внутреннем КЗ и несрабатывание при внешнем КЗ и без КЗ. Указанные общие свойства надежности функционирования и легли в основу монографии.
В монографии приведены схемы, обеспечивающие действие токовой отсечки тр-ра при КЗ в любом месте тр-ра, схемы, обеспечивающие действие защиты при КЗ и ОЗЗ в ллюбом месте электродвигателя, а также схемы, повышающие чувствительность защит тр-ров, линий, электродвигателей, защиты шкафов и шин КРУ, действующие при ОЗЗ до перехода в КЗ, защиты, действующие при обрыве провода. Таким образом, монография направлена на повышение защитоспособности, т.е. на способность защитить весь элемент при всех видах металлического КЗ, а также при внутренних замыканиях в тр-ре и электродвигателе.
Схемные решения также направлены на увеличение быстроты срабатывания, наприер, МТЗ тр-ра. Повышение чувствительности и уменьшение времени срабатывания обеспечивается логической блокировкой, действующей при внешнем КЗ.
taras.apletin@yandex.ru писал(а):Во-первых, коэффициента чувствительности защиты не существует. Зарубежные релейщики о нем даже не подозревают.
Тем не менее в отечественной нормативной документации он существует.
В ПУЭ термин чувствительность означает обеспечение действия РЗ в пределах всей зоны защиты с учетом всех возможных режимов эл. сети, нагрузки и переходных сопротивлений в месте КЗ. Чувствительность определяется коэффициентом чувсвительности (Кч), который указывает на запас по параметру срабатывания в минимальном режиме относительно уставки этого параметра для защиты. Кч защит приведены в п.3.2.22, 3.2.23, 3.2.25- 3.2.27 ПУЭ.
Кч были предопределены опытом эксплуатации и уровнем техники, однако, чувствительность защит, в которых ток срабатывания уменьшается или увеличивается в зависимости от тока КЗ, например, в соответствии с тормозной хар-кой дифзащиты тр-ра обеспечивается не коэффициентом чувствительности, а отношением тормозного тока к току срабатывания защиты, который всегда больше единицы.
taras.apletin@yandex.ru писал(а):коэффициент чувствительности - не более, чем дань традициям. В реальности его нет!!!
И тем более он не зависит от погрешности тр-ра тока!!!
Основным недостатком тр-ров тока является то, что они не могут обеспечить во всех режимах трансформацию, достаточно близкую к идеальной. Полученные значения Кч, определенные по первичным токам имеют завышенные значения, т.к не учитывают погрешности тр-ров тока. Вторичный ток тр-ров тока, а следовательно, ток в реле может существенно отличаться от его идеального значения. Определение Кч по первичным токам может привести к ошибочным выводам относительно рассматриваемой защиты.
В журнале «Промышленная энергетика» №10 за 2011 год приведена статья А.М.Манилова «Определение коэффициента чувствительности с учетом погрешности трансформаторов тока», Рецензент статьи Э.Киреева (МЭИ). Про целесообразность Кч по вторичному току указывается, например, в книге М.А.Берковича и В.А.Семенова «Основы техники эксплуатации релейной защиты». В монографии указывается, что обеспечение Кч при металлическом КЗ вовсе не означает, что такая же чувствительность обеспечивается при внутреннем КЗ в тр-ре или электродвигателе. Целью монографии явилось, в частности применение таких устройств и схем, которые обеспечили бы чувствительность указанных элементов при внутренних повреждениях.
taras.apletin@yandex.ru писал(а):Про симбиотизм в релейной защите
Применение цифровых утройств для РЗ вместо традиционных защит на электромеханической элементной базе является всеобщей мировой тенденцией. При этом опыт эксплуатации МП устройств РЗ позволяет не только оценить их преимущества, но и выявить серьезные недостатки. Кроме известных недостатков МП их существенным недостатком является подключение, как правило, основной и резервной защит к одной обмотке тр-ров тока, что противоречит п.3.32 ПУЭ. Применение резервной защиты, выполненной на другой элементной базе, подключенной к другой обмотке тр-ров тока, позволит существенно повысить надежность РЗ.