ОМИКРОН ОМИКРОН ОМИКРОН
Система Orphus

113. Устройство и типы трансформаторов

Сердечник (магнитопровод) трансформатора образует замкнутый для магнитного потока контур и изготовляется из листовой электротехнической (трансформаторной) стали толщиной 0,5 и 0,35 мм марки Э4-2. Электротехническая сталь представляет собой сталь, в состав которой входит 4,0—4,8% кремния по весу. Присутствие кремния улучшает магнитные свойства стали и увеличивает ее удельное сопротивление вихревым токам. Отдельные листы стали для изоляции их один от другого покрывают слоем лака, после чего стягивают болтами, пропущенными в изолирующих втулках. Такое устройство применяется для

уменьшения вихревых токов, индуктируемых в стали переменным магнитным потоком. Части магнитопровода, на которые надевается обмотка, называются стержнями. Стержни соединяются верхним и нижним ярмом.

По конструкции магнитопровода различают два типа трансформаторов: стержневые и броневые (фиг. 210). У трансформатора стержневого типа обмотки охватывают стержни магнитопровода; у трансформатора броневого типа магнитопровод, наоборот, как «броней>, охватывает обмотки. В случае неисправности в обмотке броневого трансформатора ее неудобно осматривать и трудно ремонтировать. Поэтому наибольшее распространение получили трансформаторы стержневого типа.

Обмотка трансформаторов выполняется из изолированной круглой или прямоугольной меди. На стержень магнитопровода предварительно надевают изолирующий (обычно картонный, пропитанный бакелитовым лаком) цилиндр, на котором помещают обмотку низшего напряжения. Расположение обмотки низшего напряжения ближе к стержню объясняется тем, что ее проще изолировать от стального стержня, чем обмотку высшего напряжения.

На наложенную обмотку низшего напряжения надевают другой изолирующий цилиндр, на который помещают обмотку высшего напряжения. Расположение этой обмотки снаружи удобно еще тем, что при неисправностях (которые чаще случаются в высоковольтной обмотке) она доступна для осмотра и ремонта.

Концы обмоток высшего и низшего напряжения выводятся через проходные изоляторы, укрепленные на стальной крышке трансформатора.

Сердечник с обмотками обычно опускают в бак прямоугольной или овальной формы, изготовленный из листовой стали. В бак заливается специальное трансформаторное масло, обладающее большой электрической прочностью.

Витки обмотки, помещенной в масло, хорошо изолируются один от другого. Кроме того, трансформаторное масло, обладая большой теплопроводностью, отнимает тепло от обмоток и отдает его баку. Для увеличения поверхности охлаждения у бака делают ребристую поверхность. Для этой же цели к баку приваривают трубы, сообщающиеся с баком в верхней и нижней частях. Для трансформаторов большой мощности трубы сваривают в отдельные блоки, называемые радиаторами, которые прикрепляют к баку. Крышка трансформатора при помощи болтов крепится к баку.

При работе трансформатора масло, отнимая тепло от обмоток трансформатора, само нагревается и начинает расширяться. При остывании масло сжимается и в свободное от масла пространство может проникнуть воздух, содержащий влагу. Во избежание этого между крышкой и баком прокладывают слой резины, которая не дает воздуху проникать в бак.

При большом объеме масла в баке расширение масла при нагревании может быть настолько большим, что оно станет вытекать из-под крышки. Чтобы дать возможность маслу расширяться, на крышке трансформатора устанавливают дополнительный бачок, называемый расширителем. Этот бачок соединяется трубой с баком. При нагреве масло вытесняется в расширитель, а при охлаждении, сокращаясь в объеме, уходит в бак. На расширителе устанавливают масломерную стеклянную трубку для наблюдения за уровнем масла. Так устроены трансформаторы с масляным охлаждением. Трансформаторы небольших мощностей (5— 10 кВа) иногда устраиваются с естественным воздушным охлаждением.

Для лучшего охлаждения трансформаторов с масляным охлаждением устанавливают воздушные вентиляторы, приводимые в движение электрическими двигателями. Для этой же цели некоторые трансформаторы имеют масляный насос, который гонит нагретое масло из верхней части бака, прогоняет его через змеевик, охлаждаемый проточной водой, и подает остывшее масло в нижнюю часть бака трансформатора. На фиг. 211 показан трансформатор с естественным масляным охлаждением, а на фиг. 212 — часть масляного трансформатора с искусственным воздушным охлаждением (дутьем).

Наблюдение за температурой масла в баке чаще всего осуществляется при помощи термометра, установленного в крышке трансформатора.

До сих пор мы рассматривали трансформаторы, у которых на фазу приходилось две обмотки — высшего и низшего напряжений. Такие трансформаторы называются двух-обмоточными. Встречаются трансформаторы, у которых на фазу приходятся одна первичная и две вторичные обмотки. Первичная обмотка является обмоткой высшего напряжения (В. Н.). Вторичные обмотки в зависимости от величины напряжения на их зажимах называются: одна — обмоткой среднего напряжения (С. Н.) и другая —обмоткой низшего напряжения (Н. Н.). Такие трансформаторы называются трехобмоточ-ными. Напряжения обмоток трехобмоточного трансформатора указываются тройной дробью, например 220/115/10,5 кв или 110/35,8/11 кв.

На фнг. 213 показан силовой трехобмоточный однофазный понижающий трансформатор ОДТГ-90 000/400. Обмотка высшего напряжения этого трансформатора выполнена на 400 кВ, обмотка среднего напряжения — на 110 кв и обмотка низшего напряжения— на 11 кв. Охлаждение трансформатора осуществляется трубчатыми радиаторами с дополнительным обдувом



радиаторов специальными вентиляторами. Основные данные трансформатора ОДТГ-90 000/400: мощность 90 000 кВа, номинальные напряжения 400/110/11 кВ, общий вес 335 т, длина 11,27 м, ширина 7,61 м, высота 12 м.

Трансформаторы ОДТГ-90 000/400 установлены на понизительных подстанциях линии электропередачи Куйбышев — Москва.

Мощность группы трех таких однофазных трансформаторов составляет 270 000 ква.

В 1929 г. Московский трансформаторный завод (МТЗ) выпустил первую серию трансформаторов мощностью 5 560 кВа.

В конце этого же года МТЗ выпустил трансформаторы 560 5600 кВа на 6, 10 и 35 кв. В 1933 г. изготовлены трансформаторы мощностью от 3,2 до 31,5 тыс. кВа и однофазные трансформаторы по 20 тыс. кВа на 220 кв. В 1935 г. были выпущены трехобмоточные трансформаторы на 220/115/10,5 кв, в 1937 г.— однофазные трансформаторы на 40 тыс. кВа и в этом же году первый грозоупорный трансформатор на 26 тыс. кВа, 154 кв. Позднее выпущены трансформаторы с регулированием напряжения под нагрузкой: трехфазные до 40 тыс. кВа, 35 кв и однофазные до 20 тыс. кВа, 110 кВ. В настоящее время выпускаются трансформаторы на 400 кв, мощностью 50, 67, 83 и 90 тыс. кВа в фазе.

Обозначение типов силовых трансформаторов

О — однофазный;

Т — трехфазный;

С —с воздушным охлаждением (сухой);

М — масляный с естественным воздушным охлаждением;

Д — масляный с искусственным воздушным охлаждением (дутьем);

Т — трехобмоточный (имеющий одну первичную и две вторичные обмотки иа фазу);

Г — грозоупорный (имеющий защиту изоляции от пробоя при ударе молнии);

У — уплотненный (герметизированный).

Цифры, стоящие после буквенных обозначений, показывают: первая цифра (в числителе) — мощность в ква, вторая цифра (в знаменателе) — номинальное первичное напряжение в кв.

П р и м е р ы.

ТС-320/10 — трехфазный трансформатор с воздушным охлаждением (сухой) мощностью 320 ква, первичное напряжение 10 кв; ТМ-5600/35 — трехфазный масляный трансформатор с естественным воздушным охлаждением 5600 ква, 35 кв; ТМУ-50/6 — трехфазный масляный трансформатор, уплотненный 50 ква,

6 кв;

ОДТГ-90 000/400 — однофазный масляный трансформатор с искусственным воздушным охлаждением (дутьем), трехобмоточиый, грозоупорный, мощностью 90 000 кВа, 400 кв.

5 Апрель, 2009              22117              ]]>Печать]]>
2 / 3 ( Плохо )

Добавить комментарий

Ваше имя

Текст

Контрольный вопрос

Dвa pлюs тpi ? (цифрой)

Вверх страницы